Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
поставлены в храме (находятся в пространственном распределе­
нии).
Будучи помещено в литургический контекст, помазание царя
придает ему специфический сакральный статус, особую харизму
(ср.: Ж и в о в и Успенский, 1987, с. 56-57 — наст, изд., с. 215-216).
В дальнейшем наличие у царя особой харизмы — харизмы вла­
сти, которая сообщается именно через миропомазание, — спе­
циально подчеркивалось русской церковью. По учению русских
канонистов нового времени, при миропомазании «призывается
особенная благодать Святого Духа на помазанного государя. По
учению нашей церкви, не признающие такой благодати подле­
ж а т анафематствованию и отлучению. В праздник православия,
совершающийся в первое воскресенье Великого поста, в чине
„Последования", установленном на этот случай, между прочим
провозглашается: „Помышляющим, яко православные государи
возводятся на престолы не по особливому о них Б о ж и ю благо­
волению и при помазании дарования Святаго Д у х а к прохожде­
нию великаго сего звания на них не изливаются: и тако дерзаю­
щим против их на бунт и измену — анафема"» (Воздвиженский,
1896, с. 3; ср.: Никольский, 1879, с. 49-50, 263; цитируемый здесь
чин анафематствования был составлен в 1766 г.).
К а к известно, таинство миропомазания в принципе не повто­
ряется, как не повторяется и связанное с ним таинство креще­
ния. Обряд крещения повторяется лишь в том случае, если пред­
шествующее крещение признается недействительным (или же
сам ф а к т его совершения вызывает сомнение). Сходным образом
и повторение миропомазания, вообще говоря, д о л ж н о означать
признание недействительности предшествующего обряда. Разу­
меется, в данном случае не подвергается сомнению действитель­
ность того обряда, который был совершен над будущим царем
после его крещения; следовательно, повторение миропомазания
означает, что после венчания царь приобретает качественно но­
вый статус — отличный от статуса всех остальных людей. Ми­
ропомазание происходит над тем же человеком, но в новом ка­
честве, и это новое качество определяется обрядом венчания на
царство.