Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
(но не «царем») Петр назван в «Панегирическом всесожжении» Сербана Кантемира 1714 г. (Пекарский, II, №249; Быкова и Гуревич, 1955,
№85); замечательно, что в рукописном тексте этого сочинения, хра­
нящемся в Библиотеке Академии наук, вместо императору стоит са­
модержцу (Быкова, Гуревич, Козинцева, 1972, №20) — по-видимому,
слово «император» было внесено в процессе публикации данного па­
негирика. В заглавии книги «Лявреа или Венец безсмертныя славы»
(1714 г.) говорится о «Его императорском величестве» (Пекарский, II,
№266; Быкова и Гуревич, 1955, № 112); точно так же Петр именуется
«императором» в обоих изданиях «Книги ордера или во.флоте мор­
ских прав», вышедших в том же 1714 г. (Пекарский, И, №247, 249;
Быкова и Гуревич, 1955, №75, 79). См. еще: Быкова и Гуревич, 1955,
№243, 310, 320 (= Пекарский, II, №394), 366, 606 (= Пекарский, И,
№ 478); Быкова и Гуревич, 1958, № 126,128,130,131,136,138 (= Пекар­
ский, II, № 453), 149 (= Пекарский, II, № 478), Пекарский, И, № 380,450,
483. В 1718 г. публикуется «Грамота подлшная Его Цесарскаго Вел1чества Пмскаго . . . къ Царю и Велжому Князю Всероссшскому, Васиию
1ванов1чу . . . которого помянутой Цесарь въ той Грамоть своей тггуловалъ Цесаремъ Всероссшсюмъ»: об этой грамоте упоминалось при
поднесении Петру императорского титула (Пекарский, И, № 388; Быко­
ва и Гуревич, 1955, № 298). Отметим также портрет Петра из собрания
Гос. Русского музея, предположительно датируемый 1697 г., с надпи­
сью «Petrus Alexandrowitz Moscowitaru Imperator cum magna legatione
hue regio montem venit medio May, Anno M: DCXCVII», т. е. «Петр
Александрович, император Московии, вместе с Великим посольством
прибыл сюда в область гор в середине мая 1697 г.» (Портрет Петров­
ского времени, с. 119); еще ранее, в 1696 г., по случаю Азовской победы
была выбита медаль с изображением Петра и надписью: «Petrus Alexii
fil. Russor. Mag. Caes.» (Байер, 1738, с. 267), где слово Caes[ar] означает
«император». В 1709 г. Венский двор выражает недовольство приме­
нением титула «император» в отношении царя; в 1710 г. австрийский
посол в России генерал Велчек сообщал в Вену, что Головкин и Шафиров с угрозами добивались от Вены признания титула «Majestatu
Kayser», т. е. императорского титула (Флоровский, 1972, с. 390).
3 7

Свадьба князь-папы состоялась 10 сентября 1721 г., а императо­
ром Петр стал 20 октября того же года.
3 8

Важно подчеркнуть, что «кесарь» находится в таком же отно­
шении к «царю», как «папа» — к «патриарху». Действительно, если
папа означает римского первосвященника, то кесарь в церковносла­
вянском языке означает римского императора; ср. в Евангелии от Ио­
анна (XIX, 14-15) «и глагола [Пилат] 1удеомъ, се царь вашъ. Они же
вошяху: возми, возми, распни его. Глагола имъ Шлатъ: царя ли ваше­
го распну? Отвьщаша apxiepee: не имамы царя токмо кесаря» (слово