Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
градъ Пресшпурхь ма\я въ 14 день писанное, мнь въ 18 день отдано,
за которую вашу государскую милость должны до последней каплы
крови своей пролить. . .». Письмо подписано: «Всегдашный рабъ пресвьтльйшего вашего величества бомбадиръ Piter» (Письма и бумаги
Петра, I, №37, с. 29-30). В дальнейшем подобные письма мы встреча­
ем очень часто.
Куракин сообщает в своей «Гистории о царе Петре Алексеевиче и
ближних к нему людях», что уже во время военных потех 1689 г. Петр
объявил Ф. Ю. Ромодановского царем Пресбургским с резиденцией в
Преображенском, в городке Пресбурге (Плезпурх) на берегу Яузы, а
И. И. Бутурлина — царем Семеновским с резиденцией в Соколином
дворе на Семеновском поле (Архив Куракина, I, с. 65). В дальней­
шем в потешных боях под Кожуховым 1694 г. Бутурлин именуется
«польским королем» (Желябужский, 1840, с. 32-33; Богословский, I,
с. 195), причем он терпит поражение от Ромодановского, который тем
самым как бы оказывается российским потентатом (оба они при этом
называются и «генералиссимусами»). Существенно, что в потешных
сражениях (под Семеновским в 1691 г. и под Кожуховым в 1694 г.)
Петр принимает участие на стороне Ромодановского, выступая в ка­
честве его подчиненного, и соответственно победа Ромодановского над
Бутурлиным является фактически предрешенной (см.: Богословский,
I, с. 125-128, 196-206). При этом в данных сражениях под командой
Бутурлина сосредоточено старое московское войско (стрельцы), а под
командой Ромодановского — полки нового строя (солдаты); первым
принадлежит пассивная, вторым — активная роль, т. е. войско Бу­
турлина заранее обречено на поражение (см.: Богословский, I, с. 195,
197, 199, 206). По сообщению Желябужского, Ромодановский получил
«новое звание» и стал называться «государичем» именно после победы
в Кожуховской потешной баталии в октябре 1694 г. (Желябужский,
1840, с. 39); в обращенной к войскам речи, которая была произнесена
после этой победы, Ромодановский именуется «Превысокий генера­
лиссимус наш, князь Федор Юрьевич Прешбургский и Парижский и
всея Яузы обдержатель» (Богословский, I, с. 201). Р. Витрам полагает,
что Ромодановский имел титул «государя» в мае 1692 г. (Витрам, I,
с. ПО), ссылаясь на письмо корабельных плотников из Переславля,
где говорится, что Петр строит корабль по приказу «государя свое­
го генералиссимуса князя Федора Юрьевича» (см.: Богословский, I,
с. 143); этот контекст, однако, не показателен, поскольку слово «госу­
дарь» может относиться в данном случае к титулу генералиссимуса.
3 5

М. М. Щербатов говорит о Ромодановском: «Сему [Ромодановскому] за ньсколко времени до отъезда своего в чуж1я край, онъ
[Петр], давъ титло Князь Кесаря, самъ дьлал видъ его подцаннымъ
быть, показуя чрезъ cie примьръ повиновешя, и получая отъ него чи­
ны и яко бы повельшя, оставилъ его правителемъ Россш, когда въ