Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
с. 284; Лилеев, 1891, с. 22-23). См. также комментарий Я. С. Лурье в
изд. Иван Грозный, 1951, с. 643 (примеч. 2).
Симеон Бекбулатович правил с октября 1575 г. по июль 1576 г.
3 0

Термин «опричнина» не выдуман Иваном Грозным: до этого он
встречается в деловых документах, означая отдельное владение (см.:
Срезневский, II, стлб. 694; Дювернуа, 1894, с. 122; Соловьев, II, с. 484).
Вместе с тем, во времена Грозного — а возможно, и раньше — это
слово имеет и другое значение, ассоциируясь с «кромешным», т. е.
изнаночным, бесовским началом; подробнее об этом см. на с. 160 наст,
работы.
3 1

Наименование татарского хана «царем» отразилось в титуле
русского монарха. Так, Иван Грозный, как и последующие русские мо­
нархи, называется «царем Казанским» и «царем Астраханским» (по­
сле завоевания Казани в 1552 г. и Астрахани в 1557 г.): Казанское хан­
ство (царство) отделилось от Золотой Орды в 1445 г., а Астраханское
образовалось после распада Золотой Орды в 1480 г., т. е. оба ханства
так или иначе связаны с Золотой Ордой.
3 2

Симеон Бекбулатович в качестве хана Касимовского, связанного
отношениями прямой преемственности с-ханами Золотой Орды, назы­
вается царем еще до того, как он был посажен на русский престол
(см.: Вельяминов-Зернов, II, с. 1, 13-14, 15-16, 20-21, 25). Иван Гроз­
ный сделал его царем или ханом Касимовским в 1567 г.; до этого, как и
его отец, он именовался царевичем — видимо, в качестве потомка ха­
нов (царей) Золотой Орды. Вообще правители Касимовского царства
носили титул царевичей, за исключением тех лиц, которые ранее — до
поставления своего на Касимовское царство — были ханами; послед­
ние сохраняли титул царя (хана). Симеон Бекбулатович (тогда еще не
перешедший в православие и носивший имя Саин-булат) был первым
касимовским правителем, который получил лично титул царя (хана).
См.: Вельяминов-Зернов, II, с. 25-26.
Следует иметь в виду, что Касимовское царство было создано Ва­
силием Темным в 1452 г. в противовес незадолго перед тем образовав­
шемуся Казанскому царству (ханству), причем касимовские правите­
ли назначались по выбору московских государей: власть здесь была
не наследственная и давалась тому, кто считался полезным Москве.
Касимов (бывший Городец) был назван в том же, 1452 г. по имени ор­
дынского царевича Касима, сына хана Золотой Орды Улу-Мухаммеда,
который прибыл в 1446 г. к Василию Темному, спасаясь от своего брата
Махмутека, хана казанского (непосредственно после того, как тот осе­
нью 1445 г. основал Казанское ханство, — см.: Вельяминов-Зернов, I,
с. 3-4). В 1449 г. он разбил войско хана Золотой Орды Сеид-Ахмата, а
в 1467 г. неудачно ходил на Казань. Таким образом, К а с и м о в с к о е