Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
властью же подобен Богу, входила в древнерусскую «Пчелу» (Семе­
нов, 1893, с. 111-112). Рефлексы этого сопоставления находим в лето­
писной повести об убиении Андрея Боголюбского (ПСРЛ, I, 2, 1927,
стлб. 370; ПСРЛ, II, 1908, стлб. 592), у Иосифа Волоцкого в отрывке из
Послания великому князю (Иосиф Волоцкий, 1959, с. 184) и в XVI сло­
ве «Просветителя» (Иосиф Волоцкий, 1855, с. 602); в «Просветителе»
монарх прямо именуется «тленным царем» (там же, с. 420). «Тленным
царем» часто называет себя Алексей Михайлович, например, в посла­
нии в Троице-Сергиев монастырь 1661 г. (ААЭ, IV, № 127, с. 172).
6

Наименование царя «земным богом» также византийского проис­
хождения (ср. такое наименование у Кекавмена, византийского авто­
ра XI в. — Кекавмен, 1972, с. 275). О том, что русские считают своего
царя «земным богом», сообщают сначала иностранцы — пастор Одерборн в своем памфлете об Иване Грозном 1588 г. («irrdliche Gott»,
см.: Одерборн, 1588, л. d3; в латинском издании 1585 г. на соответ­
ствующем месте стоит слово «divinitas», см.: Одерборн, 1585, л. х4),
Исаак Масса в описании Сибири 1612 г. (Алексеев, 1932, с. 252), Юрий
Крижанич в «Политике» 1663-1666 гг. (Крижанич, 1965, с. 206). В
собственно русских источниках название «земной бог» или «земное
божество» применительно к монарху фиксируется позднее — с сере­
дины XVIII в. (см.: Живов и Успенский, 1987, с. 83-88 — наст, изд.,
с. 247-252).
7

«Праведное солнце» — обычное наименование Христа в богослу­
жебных текстах (см., например, тропарь Рождеству Христову, тропарь
Сретению, 4-ю и 5-ю песни пасхального канона и т. д.). В новой редак­
ции богослужебных текстов, установившейся после реформ патриарха
Никона, соответствующее выражение читается как «солнце правды».
Ср. обращение Симеона Полоцкого к царю Алексею Михайлови­
чу в 1656 г.: «Витаем тя православный царю праведное солнце» (Та­
тарский, 1886, с. 49).
«Скопцы веруют, что Искупитель их [Кондратий Селиванов] во­
плотился от блаженной памяти Императрицы Елисаветы Петровны,
которая, по их баснословию, как истинная Богоматерь, была чистою
Девою, в рождестве, пред рождеством, и по рождестве, зачав и ро­
див Искупителя, согласно с Евангелием, не от похоти плотския, но
от Духа Святаго. Наиболее распространено между ними мнение, что
Императрица Елисавета разрешилась от бремени в Голштинии, и, по
возвращении затем в Россию, будучи предизбрана к житию святому и
подвижническому, действительно царствовала только два года, иные
же говорят и вовсе не царствовала, но, оставив вместо себя на Пре­
столе одну из своих наперсниц, имевшую совершенное с нею сходство
как в чертах лица, так и в свойствах душевных, сама удалилась в Ор­
ловскую губернию, где, поселясь в доме одного крестьянина скопца,
8

9