Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Соответственно, Л ж е д м и т р и я и похоронили как колдуна:
если его сподвижника Басманова, убитого вместе с ним, погре­
бли у церкви, то Л ж е д м и т р и я похоронили в убогом доме (ску­
дельнице, т. е. там, где хоронят самоубийц), но затем труп выры­
ли и сожгли (Соловьев, IV, с. 455; ср.: Олеарий, 1906, с. 238). Вы­
рывание трупа, несомненно, объясняется представлением, что
земля не примет тело колдуна, т. е. боязнью гнева земли (см.
вообще об обычаях, связанных с захоронением «нечистых» по­
койников: Зеленин, 1916), ср. сообщение о том, что, когда те­
ло Л ж е д м и т р и я перед захоронением было выставлено «на по­
зорище», «сама земля возгнушилась, и звьри и птицы таковаго
сквернаго т ь л а гнушалися и не терзали . . . земля возгнушалася
на себь д е р ж а т и проклятаго и мерскаго трупа и воздухъ отвратишася, съ небесе д о ж д я на землю не сотвориша, земля плода
своего, дондеже той проклятой трупъ лежаше, и солнце не в о з а я
смрада ради трупа того, и всеплод!е исякло и поиде смрадъ не
всеплод1е и о т ъ я т ъ Господь т у к а пшенична и грозд1е, дондеже не
изчезе трупъ его» ( Р И Б , XIII, стлб. 831, ср. стлб. 59). Достаточно
знаменательны и свидетельства иностранцев об издевательствах
над телом Л ж е д м и т р и я : « д л я большей насмешки кинули на жи­
вот убитого государя безобразную и бесстыдную м а с к у . . . , а
в рот всунули дудку . . . д л я заплаты привратнику при входе в
ад» (Устрялов, I, с. 347; ср.: Соловьев, IV, с. 455) — маска и дуд­
ка выступают как атрибуты вывороченного, колдовского мира
и призваны продемонстрировать причастность Л ж е д м и т р и я к
этому миру; одновременно здесь имеет место мена верха и ни­
за, характерная д л я р я ж е н ы х , которые стремятся уподобить­
ся нечистой с и л е . Ср. характерные слухи о бесах, играющих
как скоморохи над телом Л ж е д м и т р и я : «И к а к ъ л е ж а щ у ему
на полъ, и мнопе люди слышаху въ полунощное время, д а ж е до
куроглашешя, надъ окояннымъ его тъломъ вел1е плясаше и буб­
ны и свирьли и протчая бьсовская игралища: радуютца бо его
п р и ш е с т я самъ сатана. . . » ( Р И Б , XIII, стлб. 831, ср. стлб. 59).
49

Характерно, что и Л ж е д м и т р и и , признавая Бориса Годунова
неистинным царем, т. е. самозванцем (он распоряжается пере­
нести его тело из Архангельского собора и похоронить вне Кре-