Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Умывались в умывальной
Христовскую заутреню.
Идет народ от службы от христовскоей,
А Гришка разстрижка идет да с парной баенки
Со своею-то царицею со Мариною Ивановной. . .
(Миллер, 1915, с. 591, ср. еще: с. 587, 588, 589, 593, 595, 597,
601, 602, 620, 624)
Особенно показательно описание потешного сооружения
Л ж е д м и т р и я , долженствовавшего изображать ад. Так, в «Ска­
зании о царстве царя Федора Иоанновича» читаем: «И сотвори
себь онъ окаянной еретикъ въ семъ маловремянномъ своемъ
властолюбивомъ ж и т ш и въ будушдй в ь к ъ образъ превьчнаго
своего домовища, что такого въ РоссШскомъ царствш отъ создашя в ь к а не бывало; что онъ возлюбилъ, то и насльдилъ: тако учинилъ прямо противъ своихъ полатъ за Москвою-рькою
великую пропасть и поставилъ великъ котелъ съ смолою, про­
рицая себь будущее мъсто, и надъ нимъ учинилъ три главы
мьдныхъ великихъ страшныхъ; зубы въ нихъ ж е л ь з н ы я , вну­
три устроено бряцаше и звукъ, н ь к ш м ъ ухищрешемъ учиниша
аки адовы челюсти з ь в а ю т ъ , и зубы оклеплены имуще, а кохти, аки серпы вострые готовы на ухаплеше; а въ кое время
начнетъ зъвати, изъ гортани аки пламя пышетъ, изъ ноздрей
же безпрестанно искры сыплютъ, изъ ушей д ы м ъ непременно
исхождаше изнутри же великШ звукъ и бряцаше, и страхъ ве­
ликой позирающимъ на него л ю д я м ъ является; и я з ы к ъ великъ
висящь, по конецъ же я з ы к а глава аспидова, хотяще поглотити. Прорицая окаянный въчное свое жилище со отцемъ, своимъ
дiявoлoмъ и сатаною, и велми то адское мьсто любляше и все­
гда на него зряше изъ окошекъ полатныхъ своихъ, чтобъ ему
получити желаемое имъ, тма кромьшная; и чего в о з ж е л а л ъ , то
и получилъ. И повель онъ окаянный еретикъ въ него метать
православныхъ христ1янъ на смерть, кои его проклятую ересть
обличаютъ» ( Р И Б , XIII, стлб. 8 1 8 - 8 2 0 ) . Это описание доста­
точно точно соответствует иконографическому представлению
ада в виде змея с огнедышащей пастью (см., например, такое
изображение на русских иконах «Страшного суда»).
48