Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Алексей Петрович . . . есть у меня на спине крест и на лядвее
родимая шпага» (Есипов, 1880, с. 422; Чистов, 1967, с. 126). Ср.
материал следственного дела о Пугачеве: «И, побыв у Ереминой
Курицы [Еремина Курица — имя казака] два дни, оной позвал
ево, Емельку, в баню, и он ему сказал: «У меня рубашки нет».
И Еремина Курица сказал: «Я де свою рубашку дам». И потом
пошли только двое в баню. А как взошли в баню, и он, Емель­
ка, разделся, то увидел Еремина Курица на груди под титьками
после бывших у него, Емельки, от болезни ран знаки и спросил
ево, Емельку: „Што у тебя это такое, Пугачов, на груди та?". И
. . . он, Емелька, сказал Ереминой Курице: „А это знаки государския". И Еремина Курица, услыша оное, сказал: „Хорошо, коли
так!''». И далее в том же деле читаем: «А как сели, то Караваев
говорил ему, Емельке: „Ты де называешь себя государем, а у
государей де бывают на теле царские знаки", то Емелька встал
з земли и, разодрав у рубашки ворот, сказал: „На вот, коли вы
не верите, што я государь, так смотрите — вот вам царский
знак". И показал сперва под грудями . . . от бывших после бо­
лезни ран знаки, а потом такое же пятно и на левом виске. Оные
казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря те зна­
ки, сказали: „Ну, теперь верим и за государя тебя признаем"»
(Восстание Емельяна Пугачева, с. 123, 125-126; Чистов, 1967,
с. 148-149). В 1822 г. некий мещанин Старцев писал императо­
ру Александру о человеке, выдававшем себя за Павла Первого:
«. . .известно мне, что он на теле своем имеет на крыльцах ме­
жду лопатками возложенный крест, который никто из подданых
Ваших иметь не может, кроме Высочайшей власти, а потому уповательно и на груди таковой иметь должен; по таковому имении
возложенного на теле его креста быть должен не простолюдин
и не из дворян и едва ли не родитель Вашего Императорского
Величества. . . » (Кубалов, 1924, с. 166-167; Чистов, 1967, с. 185).
В 1844 г. крестьянин Клюкин говорил, что он был в бане с чело­
веком, называвшим себя царевичем Константином Павловичем,
«и видел у него грудь, обросшую волосами крестом, чего ни у
одного человека не царской крови нет» (Чистов, 1967, с. 2 1 0 ) .
Примеры такого рода чрезвычайно типичны, и их легко можно
17