Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
но показал связь самозванчества с утопической легендой о воз­
вращающемся царе-избавителе: самозванчество, с точки зрения
Чистова, и представляет собой реализацию этой легенды (Чи­
стов, 1967). Принимая целиком выводы Чистова, мы д о л ж н ы от­
метить, что его объяснение не является исчерпывающим. Этот
подход, вообще говоря, объясняет не столько появление само­
званца, сколько общественную реакцию на его появление, т. е.
тот отклик и ту поддержку, которые он получает в народных
массах; вместе с тем, он акцентирует в а ж н ы й аспект интересу­
ющего нас явления, а именно в е р у в самозванца. Очевидно,
между тем, что проблему самозванчества невозможно решить,
не углубляясь в психологию самозванцев, т. е. в тот круг пред­
ставлений, который непосредственно мотивировал их действия.
Мы попытаемся показать, что в основе этой психологии л е ж а т
р е л и г и о з н ы е представления; иначе говоря, мы рассмотрим
религиозный аспект самозванчества как явления русской куль­
туры.
2. Совершенно очевидно, что психология самозванчества
непосредственно связана с отношением к царю, т. е. с особым
восприятием царской власти. Самозванцы появляются в Рос­
сии лишь тогда, когда в ней я в л я ю т с я цари, т. е. после уста­
новления и стабилизации царской власти (случаи самозванного
притязания на к н я ж е с к и й престол неизвестны). Между тем
специфика отношения к царю определяется прежде всего вос­
приятием царской власти к а к власти сакральной,
обладающей
божественной природой. Можно полагать, что самозванчество
как типичное д л я России явление связано именно с сакрализа­
цией царя (которая, в свою очередь, связана с византизацией
монаршей власти). Более того: появление самозванцев может
как раз свидетельствовать о начинающемся процессе сакрали­
зации монарха ; не случайно, может быть, первый самозванец
появляется в России вскоре после того, как в церемонию поста­
вления на царство входит, наряду с коронацией, миропомаза­
ние, что как бы придает царю особый харизматический статус:
в качестве помазанника царь уподобляется Христу (ср.: христтос,
1