Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
русалимской тематикой (которая появляется в контексте шествия на
осляти).
4 7

С этим проектом, возможно, связано появление колокольни
Ивана Великого, которая была либо достроена, либо выстроена снизу
доверху в 1600 г. (Ильин, 1951, с. 82-83). Именно к этому времени отно­
сится построение каменного «Лобного места» (см. выше, примеч. 44).
К этому же времени относят и появление луковичных глав на мо­
сковских церквах, которые отражают, видимо, представление об об­
лике иерусалимского храма Воскресения; та же форма еще ранее об­
наруживается в сионах, т. е. дароносных сосудах, изображающих цер­
ковь, — форма сионов воспроизводит ротонду Воскресения, воздвиг­
нутую над Гробом Господним в Иерусалиме, и при этом сами сионы
именовались «иерусалимами» (см.: Лидов, 1990). Ср. в этой связи за­
явление патриарха Никона о том, что всякая православная церковь
есть образ иерусалимского храма: «И что суть множество повсюду
святых церквей, еда не таяжде иеросалимская церковь и святый Си­
он? . . . Не погрешает истины, аще кто нарицает предложение [т. е.
просфоромисание] святый Вифлиом и святилище, еже есть олтарь,
гроб Христов. Ниже погрешит тот от истины, иже называет всякую
православную церковь святый Сион или Новый Иеросалим» (Никон,
1892, с. 156, 158).
4 8

Русские книжники могут говорить в этой связи о престолах
«святыя вселенскиа апостольскиа соборныя церкви, иже вместо римския [и] костянтинопольския просиявша в богоспасаемом граде Мо­
скве святаго и славнаго ея Успения пречистыя Богородицы, иже еди­
на во всей вселенней наипаче солнца светится» (Идея Р и м а . . . , с. 157,
ср. с. 147, 152, 158; Малинин, 1901, прилож., с. 45, 50). Московский
Успенский собор в Кремле символически представляет, таким обра­
зом, православную Церковь.
4 9

Соответственно, в послании патриарха Филарета персидскому
шаху Аббасу, увещевающем его перейти в православие, Москва име­
нуется «новым Израилем, вторым [т. е. новым] Римом» (РГБ., собр.
Моск. Дух. Академии, №214, л. 41об.-42).
5 0

См., например, послания митрополита Ионы литовским еписко­
пам 1459-1460 гг. (РИБ, VI, №81, 87, стлб. 623, 648-649; РФА, I, №51,
с. 187) или послание митрополита Филиппа в Новгород 1471 г. (РИБ,
VI, № 102, стлб. 728-729), а также «Слово избрано еже на латыню. . .»
(Попов, 1875, с. 384-385); такое же мнение, по-видимому, бытовало и
среди греков — во всяком случае с ним полемизирует в 1463 г. Вис­
сарион Никейский (см.: РФА, V, с. 999). Равным образом и старец
Филофей пишет в своем «Послании на звездочетцев», что «Гречьское
царство разорися и не созиждется. . ., понеже они [греки] предаша