Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
приходит, но от все дающаго Бога. О семь пророк Исайя глаголеть:
„Аще послушаете мене, благаа земнаа снесте, аще ли не послушаете,
оружие вы поясть" [Ис. LV, 2] — уста бо Господня глаголаша сиа. И
паки вопросиша апостоли: „Господи, аще в лето се устраяеши царьство Израилево". Исус же рече „Несть ваше разумети времена и лета,
яже Отец положи своею областию" [Деян., I, 6-7]. Да внемли, Господа
ради, в которую звезду стали христианьская царства, еже ныне вси
попрани от неверных.. .» (Идея Рима. . ., с. 143-144, ср. с. 154-155;
ср.: Малинин, 1901, прилож., с. 41). И еще здесь же: «А о седми планитах и о двунадесят зодеах и о прочих звездах и о злых часех и о
нарожении человечьстем, в которую звезду или чяс зол или добр и получяа счастьком и богатьству и нищете и в нарожении добродетелем
и злобам и долголетьству жития и скращения смертию, — сиа вся кощуны суть и басни. . . Верующе в злыя дни и часы, да о сем покаянна
не приемлют, мнящеся, яко истинна суть, а в день судный страшен
ответ приимут и с еретики осужени будут, пременивше свет на тму и
истинну на лжу. Аще бы злыя дни и чясы сотворил Бог, почто греш­
ных мучити ему? . . . А звезды, яко же и преже рекох, не помогуть
ничем, ни придадут, ни уимуть» (Идея Р и м а . . . , с. 142-143, 148, ср.
с. 154, 157; ср.: Малинин, 1901, прилож., с. 39-40, 46). Соответственно,
данное послание Филофея известно как под названием «Послание на
звездочетцы и на латыны», так и под названием «Послание о злых
днех и часех» (Малинин, 1901, прилож., с. 37, примеч. 1) или же в
более полном варианте «Послание о планитах и о зодеях и о прочих
звездах, и о часех злых, и о рожении человечестем в которую звезду,
и о богатстве и нищете прелщающихся» (Идея Р и м а . . . , с. 139-140);
оно может называться также «Послание о числех лет и о преходных
звездах» (Гольдберг, 1974, с. 72, примеч. 17) — в последнем названии
особенно явно звучит тема времени как основная тема этого сочине­
ния.
4 2

Филофей цитирует здесь какое-то толкование на послания апо­
стола Павла; в самих посланиях такой фразы не находится. Скорее
всего, имеется в виду толкование Иоанна Златоуста на Послание к
римлянам (ср.: Рим. I, 5-8), где говорится, в частности: «. . .бысть
град Римский аки на некоем мира верху поставлен и от всех стран
зримый.. .» (Апостол 1784 г., л. 230, ср. еще аналогичное место на
л. 228). В Новом Завете слово «вселенная» (oixov[ievr\)
может упо­
требляться в значении «Римская империя» (Лк. II, 1).
Отождествление слов Рим и мир поддерживается, можно думать,
их формальным сходством (одинаковым составом букв); при этом со­
звучие Рим — мир отражает, по-видимому, созвучие исходных латин­
ских слов urbs и orbis, ср. особенно urbi et orbi (ср.: Топоров, 1987,
с. 203 и сл.). Ср. характерную описку в рукописном сборнике сочи­
нений Ефрема Сирина (РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, №126,