Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
великый степень святительства, архиепископию Великого Новагорода и Пьскова, и изидох в смиренный в иноческий образ; и отны­
не ничтоже могу святительская действовати, ниже архиепископ нарицатися» (РИБ, VI, №112.1, стлб. 751; РФА, II, №70, с. 237; ср.
еще аналогичные грамоты конца XV — начала XVI в.: РИБ, VI,
№110, 112, стлб. 747, 751, 752; РФА, И, №77, 79, 85, 97.1, 99, с. 253,
258, 272, 300, 303). Геннадий, архиепископ новгородский, в повольной грамоте на поставление Симона в митрополиты (1495 г.) пи­
шет: «Что ми есте прислали грамоту, возвещаа нашему смиренью,
что отец Зосима митрополит . . . оставил стол рускиа митрополиа
и, пришед в святую великую соборную церковь, пред всеми омо­
фор свой на престоле положил, и свидетеля на то Господа Бо­
га нарицая, я к о н е в о з м о ж н о ему к т о м у с в я т и т е л ь с к а я
д е й с т в о в а т и , ни м и т р о п о л и т о м н а р и ц а т и с я , и отойде в
монастырь в смирено иноческое жительство...» (РИБ, VI, №121,
стлб. 834-835). Здесь цитируется типичная формула отписной грамо­
ты, которую давали в подобных случаях архиереи и которую, видимо,
потребовали от Зосимы. Тем более показательно, что Зосима считает
для себя возможным «святительская действовати».
3 0

Показательно в этом смысле, что Зосима окончил свои дни среди
нестяжателей в Кирилловом Белоозерском монастыре (ПСРЛ, XXX,
1965, с. 138; Амвросий, 1827, с. 100-101).
3 1

Аналогичные протесты вызывает в дальнейшем наименование
«Новый Иерусалим», данное патриархом Никоном основанному им
Воскресенскому монастырю. См.: Гиббенет, II, с. 196-197, 367; Никон,
1982, с. 149-159; Субботин, VII, с. 380, 421.
3 2

Ср.: «. . . смиреныи Зосима, митрополит всея Руси, трудолюбно
потщався написати пасхалию на осмую тысящу лет, в неиже чаем всемирнаго пришествиа Христова» (Тихонюк, 1986, с. 61; РИБ, VI, № 118,
стлб. 800; Идея Р и м а . . . , с. 124).
3 3

Ср.: «И якоже бысть в лето пръвое по вознесении Господа Бога
и Спаса нашего Исуса Христа на небеса, събрашася апостоли въедино и засведетелствоваше, утвержаше веру, яже в Христа Бога. И по
сшествии Святаго Духа на вся апостолы, бывшая тогда ту, утверъдивше веру, яже в Христа Бога, и запечатлевше Святым Духом, предаша
Божий церкви и всем православным, верующим в Христа Бога. И разсеяшася по всей вселеннеи и в вся языки, проповедающе веру, яже в
Христа Бога, учаше и предаваше Божественая писания на утверьжение православныя веры, яже в Христа Бога, и крещаше в имя Отца
и Сына и Святаго Духа вся языкы, и прославися Божественая вера
Христова по всей вселеннеи» (Тихонюк, 1986, с. 59; РИБ, VI, №118,
стлб. 797; Идея Рима. . ., с. 123).