Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
рилов, сходный текст содержится в «Житии Стефана Лазаревича»
Константина Костенечского, написанном в 1430-е гг. (см.: Куев и Петков, 1986, с. 363); есть основания полагать, таким образом, что текст
этот — южнославянского происхождения (ср.: Турилов, 1988, с. 33).
6

«Изложение пасхалии» было написано не ранее конца сентября
и не позднее 21 декабря 1492 г.; пасхалия, по всей видимости, была
утверждена на московском соборе 27 ноября 1492 г. (Тихонюк, 1986,
с. 45, 49-50). Следует иметь в виду, что ближайший цикл переходных
праздников, к которому должна была поспеть новая пасхалия, начи­
нался 27 января 1493 г. (см. там же, с. 50) — таким образом, пасхалия
была разослана по епархиям за два месяца до этого срока.
7

Наименование императора «новым Константином» имеет визан­
тийские корни. См. об этом: Трайтингер, 1956, с. 130-131.
8

Восприятие Константинополя как «нового Иерусалима» нашло
отражение в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона и
было, по-видимому, вообще актуально для Киевской Руси: так Яро­
слав Мудрый, с именем которого «Повесть временных лет» связывает
построение киевского Софийского собора (см.: ПСРЛ, I, 1, 1926, с. 151),
сравнивается у Илариона с библейским царем Соломоном («акы Соло­
мон Давидова, иже дом Божий великыи святыи его премудрости съез­
да», см. изд.: Молдован, 1984, с. 97) — именно отсюда и следует объ­
яснять, по-видимому, прозвище «Мудрый». Такое именно понимание
храма Софии прослеживается и в надписи на апсиде Софии Киевской
(см.: Аверинцев, 1972, с. 44-45; Мейендорф, 1987, с. 392; ср.: Акентьев,
1991, с. 16). Одновременно киевский Софийский собор уподобляется,
разумеется, константинопольскому храму св. Софии как своему не­
посредственному прототипу. Характерным образом Ярослав строит в
Киеве (перед храмом св. Софии) и Золотые ворота, что уподобляет
Киев как Константинополю, так и Иерусалиму — в соответствии с
пониманием Константинополя как нового Иерусалима.
Отсюда, в свою очередь, и Киев мог восприниматься как «новый
Иерусалим» (см.: Штупперих, 1935; Подскальский, 1982, с. 119).
9

Симон был поставлен в митрополиты в сентябре 1495 г., но уже в
январе этого года — после ухода митрополита Зосимы — он действу­
ет в Москве как старший в духовенстве; надо полагать, что он уже
предназначен был великим князем в митрополиты (см.: Голубинский,
II, 1, с. 577, 610-611, примеч. 1). Так, 13 января 1495 г. он благословил
в Успенском соборе Елену Ивановну, дочь Ивана III, на брак с Алек­
сандром Литовским — «понеже тогда митрополита не бысть» (ПСРЛ,
XII, 1901, с. 239; ПСРЛ, VIII, 1859, с. 229; ПСРЛ, XXXIX, 1994, с. 169;
ПСРЛ, IV, 1848, с. 165).
1 0

Характерно в этом смысле, что Нил Пол ев, ученик и по-