Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
линии, 1901, с. 428-432; Иконников, 1915, с. 297-300; Сперанский,
1921, с. 64-68; Древние русские пасхалии. . ., с. 336; Никитский, 1879,
с. 155-157; Грандицкий, 1878-1880, с. 737; Святский, 1927, с. 74-75;
Седельников, 1932, с. 46; Казакова и Лурье, 1955, с. 318, 390, 395 и
сл.; Плигузов и Тихонюк, 1988, с. 52, passim. Относительно соответ­
ствующих византийских представлений см.: Васильев, 1943, с. 470, 497;
Александер, 1964, с. 4-5; Подскальский, 1974, с. 357. То же, естествен­
но, наблюдается в это время и на Балканах, см.: Турилов, 1988, с. 33.
5

Пасхалии, доведенные до 7000-го г., иногда заканчивались специ­
альными рассуждениями, относящимися к этому году. Так, например,
в пасхальных таблицах, находящихся в сборнике XV в. Синодальной
библиотеки, под 6997-м г. содержится запись об ожидании в этом го­
ду Антихриста, который, согласно пророчествам, должен появиться
в Иерусалиме за три с половиной года до Второго Пришествия (ср.:
Откр. XI, 2-3; Дан. VIII, 23-25, XII, 11-12; см. толкования на Апо­
калипсис Андрея Кесарийского, гл. 29-31, и Ипполита, гл. 35-36, а
также 15-е огласительное слово Кирилла Иерусалимского или Откро­
вение Мефодия Патарского, гл. XII). Далее под 7000-м г. здесь читаем:
«Конець седмые тысящи. Доселе уставиша святии отци наши держати
паскалию до лета седмотысящнаго. Неции же глаголють, тогда же бу­
дет^] второе пришествие Господне. Глаголеть же святыи евангелист
Марко: о дни том и о часу никто же не весть, ни ангели небесныя,
ни Сын, токмо Отець, Отець един [Мк. XIII, 32]. Слава тебе, Госпо­
ди, створшему вся. Не отверзи нас от своего лица, но изволи помиловати нас въскресенья ради» (ГИМ, Син. 951, л. 265; см.: Горский
и Невоструев, II, 3, с. 584). Пасхалия, которая была в распоряжении
новгородского архиепископа Геннадия, заканчивалась словами: «Зде
страх, зде скорбь. Аки въ распятьи Христове сей круг бысть, сие лето
и на конце явися, в неже чаем всемирное твое пришествие» (см.: РИБ,
VI, № 119, стлб. 810); Геннадий связывает эту пасхалию с именем нов­
городского архиепископа Василия (Калики), автора известного посла­
ния о земном рае (там же, стлб. 807). Те же слова читаются — против
этого года — в «Миротворном круге» Соловецкой библиотеки (№ 497,
л. 18; см.: Древние русские пасхалии. . ., с. 331). Между тем в пас­
халии, принадлежавшей Кириллу Белозерскому, аналогичный текст
помещен под 6967 (= 1495) г., поскольку в этом году Благовещение
приходилось на Пасху, и это совпадение было воспринято как указа­
ние на конец света (ГПБ, Кирилло-Бел озер ское собр., № 12, л. 351 об.;
см.: Прохоров, 1981, с. 58-60; Прохоров и Розов, 1981, с. 367; Прохо­
ров, 1993, с. 39-40); то же находим и в сборнике Троице-Сергиевого
монастыря XV в. (РГБ, собр. Троице-Сергиевой лавры, №762, л. 245;
ср.: Иларий и Арсений, III, с. 170). Соответствующая запись в пасха­
лии цитируется и в летописи — под тем же 6967-м г. (см.: ПСРЛ, VI,
1853, с. 181; ПСРЛ, XX, 1, 1910, с. 263-264). Как отметил А. А. Ту-