Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
Филофею «Послании к великому князю» ; при этом автор по­
слания обращается к великому князю (Василию Ивановичу) со
следующими словами: «Стараго убо Рима церкви падеся невери­
ем Аполинариевой ереси, втораго же Рима Константинова града
церкви агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери,
сия же ныне третьяго новаго Рима д р ъ ж а в н а г о твоего царствия
святая соборная апостольская церкви, иже в концых вселенныа
во православной христианстей вере во всей поднебесней паче
солнца светитца. И да весть твоя д р ъ ж а в а , благочестивый царю,
яко вся царства православныа христианския веры снидошася в
твое едино царство, един т ы во всей поднебесней христианом
царь» (Идея Р и м а . . ., с. 163, ср. с. 166; Малинин, 1901, прилож.,
с. 4 9 - 5 0 ) . Это последнее послание цитируется впоследствии
в Уложенной грамоте об учреждении патриаршества в России
(1589 г.); замечательным образом соответствующие слова вло­
жены здесь в уста константинопольского патриарха И е р е м и и .
Итак, с падением Византийской империи Византия и Русь
как бы меняются местами, в результате чего Московская Русь
оказывается в центре православного — а тем самым и всего
христианского — м и р а . Соответственно, Москва осмысляется
как новый Константинополь или третий Рим, причем утвержде­
ние Москвы в этом качестве одновременно означает отрицание
Константинополя, как и Рима, в качестве центра христианского
мира — постольку, поскольку всякий раз предполагается суще­
ствование одного Константинополя или одного Рима.
Космологические и собственно исторические представления
оказываются при этом непосредственно связанными: одни и те
же события получают как космологическое, так и историческое
обоснование. Историческим событиям приписывается космоло­
гическая значимость, и, вместе с тем, космологические предста­
вления оказывают явное и непосредственное влияние на исто­
рический процесс.
55

56

57