Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

Успенский Б. А. Избранные труды. Т.I. Семиотика истории. Семиотика культуры. Изд. 2-е. — Москва: Школа "Языки Русской Культуры", 1996. С.608. ISBN 5-88766-007-4

Настоящее (второе) издание «Избранных трудов» выходит в 3-х томах в исправленном и значительно расширенном виде. Некоторые статьи публикуются впервые. Почти все статьи были переработаны для данного издания. Первый том "Семиотика истории. Семиотика культуры" открывается общей статьей, посвященной восприятию времени, и в частности, восприятию истории как действенному фактору в историческом процессе. Эти общие положения иллюстрируются в последующих работах на конкретном материале русской истории. Таковы, например, статьи о самозванцах в России, о восприятии современниками Петра I, и цикл статей, посвященных концепции Москвы как третьего Рима. Автор показывает, что восприятие истории является культурно обусловленным и что оно (это восприятие) определяет исторический процесс. Другой цикл статей специально посвящен царской власти в России. Таковы статьи "Царь и Бог", "Царь и патриарх", "Царь и самозванец". Третий цикл статей данного тома посвящен дуализму в русской культуре. Таковы статьи "Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)" и "Анти-поведение в культуре Древней Руси".

Содержание

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема)

Historia sub specie semioticae

Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим»

Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) (в соавторстве Ю. М. Лотманом)

Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен

Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление)

Царь и Бог (Семиотические аспекты сакрализации монарха в России) (в соавторстве с В. М. Живовым)

Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина)

Миф — имя — культура (в соавторстве с Ю. М. Лотманом)

Анти-поведение в культуре Древней Руси

Раскол и культурный конфликт XVII века

Цитируемая литература

Принятые сокращения

Библиографическая справка

Именной указатель

Оглавление

OCR
ствии си хотяше устроити, п о д р а ж а я мняся по всему Соломону
самому, яве, яко уничижив толик древняго здания святителя
Петра храм Успения Б о ж и я матере» ( Р И Б , XIII, стлб. 341-342).
Поскольку московский Успенский собор уподобляется по своей
функции константинопольскому Софийскому собору (в качестве
главного кафедрального собора православной и м п е р и и ) , здесь
отражается противопоставление Нового Рима и Нового Иеру­
салима: Москва, воспринимаемая как новый Рим (второй Кон­
стантинополь), стремится стать теперь новым И е р у с а л и м о м .
48

49

* * *
Итак, восприятие Москвы как третьего Рима, несомненно,
отражает космологическое сознание. Но столь же несомненно,
эта концепция вписывается и в историческую модель восприя­
тия времени, когда в предшествующих событиях усматривается
логическая связь, закономерно приводящая именно к данному
результату — именно к такой, а не к другой какой-либо раз­
вязке. Иными словами, данная концепция отвечает представле­
ниям об историческом процессе, т. е. о причинно-следственных
закономерностях, определяющих — с точки зрения современни­
ков — развитие событий; такого рода представления позволя­
ют ретроспективно осмыслить случившееся и представить его
как естественное или д а ж е логически неизбежное (закономер­
ное) следствие произошедших перед тем событий.
Таким образом, восприятие Москвы как третьего Рима ока­
зывается связанным не только с событиями космологического
прошлого (такими, как сотворение мира, образование церкви
или создание первой христианской империи), но и с событиями,
непосредственно предшествующими во времени — прежде всего
с падением Византийской империи (1453 г.) и с окончательным
свержением в России татарского господства (1480 г.). Эти два
события, которые приблизительно совпадают по времени, ассо­
циируются на Руси: таким образом, в то время, как в Визан­
тии имеет место торжество мусульманства над православием, в
России совершается обратное — православие торжествует над
мусульманством. При этом русские соотносят падение Кон стан-