История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Это подтверждают, на наш взгляд, и ряд текстов Дамасского доку-
мента (см. с. СВ 1:12—2:1, 4:19—6:2, 6:14—15, 8:8—13, 16, 18—19,
19:10—11, 17, 21—26, 29, 31—33, 20:10—11, 22—24). Так, в данном
произведении упоминается «община предателей (или: "отступни-
ков”, ”изменниковעדת בוגדים ;״)», (они же «строители ограды», «об-
щина» «людей глумления» (ср. 40ркь 2:6, 10), «дом раздора» (בית פלג;
или: «дом Пелега» (ср. Быт. 10:25, Юб. 8:8)), «Ефрем» (ср.
10рМ1, 1—5)), которые «отклонились от путей праведности», от-
вергли «Учение» кумранитов, «отошли от Иуды» (одно из самоназ-
ваний членов Кумранской общины; см. также ниже, гл. И, 2, § 1) и тем
самым «разделили Израиль»; кроме того, они «не отделились (לא נזרו
(глагол נזר обычно употребляется в значении ,'отделяться в религиоз-
ном и обрядовом отношениях"154)) от народа (земли) ((155(מעם (הארץ »,
участвуя, в частности, в храмовых богослужениях, а также прояв-
ляя финансовую, политическую и даже военную активность,
«толковали скользко» (דרשו בחלקות), «поносили», «оскорбляли»
(1 ОрНаЬ 10:13) и даже «преследовали мечом» кумранитов. Иници-
атором «разделения» «Израиля», главой и Учителем лжи (ср.
1 ОрНаЬ 10:11—12) «общины предателей»-«строителей ограды» был
человек, фигурирующий в текстах под обозначениями «Пропове-
дующий (или: "Источающий”) ложь» (הטיף הכזב), «Проповедник»
(מטיף), «Человек глумления» (איש הלצון), «Предписание» (ה)צו>; или:
«Указ», «Заповедь»). (Ср. 10рНаЬ 10:5—13, 10рМ1, 1—5.) Опира-
ясь на поддержку своих адептов, он вознамерился «на крови строить
город суеты» (ус. Иерусалим; 1 ОрНаЬ 10:9—10 (ср. 40рМаЬ2:1— 2)). Однако планам «Проповедующего ложь» не суждено было ис-
полниться, ибо «в период измены Израиля» и «осквернения Святи-
лшца» его община вынуждена была «уйти из Святого Града». В
конечном счете, с «восставшими» «строителями ограды» случилось
го, что и было «предсказано» относительно них в Моисеевой Торе:
«״Вино их — отрава (или: ״ярость״. — и. т.) змиев (חמת תנינים) и
губительный яд (ראש) аспидов (פתנים)". (Втор, 32:33.) (Истолко-
нание этого:) Змии— это цари народов156, а вино их (.ус. "вино"
мнечестивцев"-"строителей ограды"; см. СВ 8:9—10, 12—13, 19:20—
22, 24—26. — И. Т.) — это пути их, а яд (ראש) аспидов — это Глава 154 См. е. g.: W. Gesenius, A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament, transl.
by Ed. Robinson, ed. by Fr. Brown, Oxford 1990, p. 634. 155 В связи с данным истолкованием см.: Ch. Rabin, The Zadokite Documents, 2nd
n‘v. ed., Oxford 1958, p. 34. 156 Cp. e. g. 4Q243—245 (psDana c) 24, 35—36, 4Q554 («Новый Иерусалим»),
кол. 11 (?), 15—22. 99