История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
и трудах Иосифа148. Раннехристианский автор Филастрий также
отличает «классических» саддукеев от еретической баптистской секты
Sadducei (= цадокиды(?)), производящих свое наименование «01
иудейского мужа Цадока» (a Saddoc homine ludaeo149 (он же кумран-
ский Учитель (?); ср. образ «иудейского мужа», упоминаемого в
письме Хасдая ибн-Шафрута (см. выше, гл. II, 1, § 2))150. В связи с вопросом об отождествлении кумранитов с цадоки-
дами упомянем также текст «Древностей», XVIII, 22, где Иосиф,
заключая свое описание ессеев, замечает, что (чтение А. Дюпон-
Соммера151) «они живут, ни в чем не отличаясь, но, насколько это
возможно, подобно тем pa8]8001c[ai]0)v (= цадокиды-кумрани-
ты (?). — И. Г.), которые называются "многие" (тоц Kkeiozoiq (букв,
"наибольшие"); ср. евр.הרבים ("многие"), являвшееся самообозначе-
нием полноправных членов Кумранской общины; см. также ниже,
гл. II, 3, I). — И. Г.)». (Ср.: Иосиф, Война, II, 160; Ипполит, Опровер-
жение всех ересей, IX, 26.) Если эмендация А. Дюпон-Соммера вер-
на, тогда не исключена возможность того, что ессеи, описанные
Иосифом Флавием в «Иудейских древностях», XVIII, 18—22 — это
не кто иные, как боэтусеи, группировка, отделившаяся от цадоки-
дов. (Ср.: Война, И, 160152.) В этой связи упомянем, что средневеко-
вый еврейский ученый-гуманисг Аз ария деи Росси в своей книге
«Светоч глаз» отождествляет ессеев античных авторов именно с
боэтусеями153. Естественный же вопрос о том, почему термин «ес-
сеи» не употреблялся ни в раввинистической литературе, ни в Но-
вом Завете, будет рассмотрен ниже, в гл. III, 5. III Если верно наше отождествление основателя Кумранской
конгрегации с рабби Антигоном из Сохо, то тогда получается, что
цадокидско-ессейское движение зародилось в среде раббанитов и
что, следовательно, ессеи и фарисеи имели общее происхождение. 148 См. также: Driver, Scrolls..., рр. 259f. 149 См.: Книга о различных ересях, 5. 150 См. также: Driver, Scrolls..., рр. 259ff.; ср.: R. Н. Eisenman, Maccabees, Zadokites,
Christians and Qumran: A New Hypothesis of Qumran Origins, Leiden 1983, p. 44, n. 29. 151 On a Passage of Josephus Relating to the Essenes (Antiq. XVIII, §22); Merits...,
pp. 47—48, n. 8. 152 Судя по данному пассажу, в ессейском движении было два «направления»
Ср., однако, Древности, XVIII, 21; ср. также: Филон, Апология, (14). 153 См.: Me’or Eiynaiym, Wilna 1866, сс. 90—97. 98