История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ранты) полагают, что «на Небесах. (/. е. в трансцендентном ми-
ре. — И. Т.) существует много властей». Далее, к «классическим»
саддукеям не могут относиться указания Талмуда о том, что צדוקים
придерживаются календаря, по которому год состоит из 364 дней
(М. Хагига, II, 5, Менахот, X, 3), исповедуют дуалистические воз-
зрения (В. Т. Ху длин, 87а), составляют писания, которые следует
осудить как неканонические (В. Т. Санхедрин, ЮОЬ), а также то,
что, учиняя судебное расследование, они не пользуются предписа-
ниями Моисеевой Торы (В. Т. Санхедрин, 92Ь). Эта характеристи-
ки, однако, хорошо согласуются с тем, что нам известно о кумра-
питах; именно они пользовались солнечным календарем, придер-
живались дуалистических взглядов, составляли т. н. ветхозаветные
апокрифы и псевдэпиграфы и соотносили свою жизнедеятельность
прежде всего не с Пятикнижием, а с установлениями, зафиксиро-
ванными в Храмовом свитке145. Наконец, отметим, что в ряде слу-
чаев צדוקים (а также ביתוסים — боэтусеи) обозначаются в Талмуде
как מינים («еретики»). Эта характеристика вряд ли могла относить-
ся к саддукеям, многие из которых являлись высшими иерархами
Храма. (Ср., однако, variae lectiones в В. Т., Мишна, Берахот, IX, 5,
Гемара, Шаббат, 152Ь—153а, Санхедрин, 91а, где «классические»
саддукеи путаются переписчиками с «еретиками»-цадокидами; ср.
также: Псевдо-Климент, Узнавания, I, 54, 2; Мк. 8:15, Матф. 16:12
и Деян. 5:17 (см. также ниже, гл. II, 3,1).) О двух различных сектах, одинаково называемых Sadducaei,
писал Иероним. Этот отец церкви различал секту Sadducaei, найме-
нование которых означает «справедливые» (iusti; ср. обозначения
кумранитов צדיקים («справедливые», «праведные»; е. g. 4Q521, fr. 2
ii+4, 5; ср. 4Q227, fr. 1, 1, fr. 2, 6), בני צדק («сыны праведности
(справедливости)»; е. g. 1QS 3:20, 22, 4Q424, fr. 2, 10, 4Q286—287 А,
fr. 1, 7); напомним также, что имя צדוק (Цадок) означает «спра-
ведливый», «праведный»146) и которые верят в воскресение мерт-
вых, духов и ангелов, и Sadducaei, не разделявших этих доктрин и
учивших, что душа погибает147. Первая секта, по-видимому, может
быть отождествлена с цадокидами-кумранитами, а вторая — с ари-
стократической «партией» саддукеев, упоминаемых в Новом Завете 145 См. также: Driver, Scrolls..., рр. 259—266; Wacholdery Dawn..., рр. 160—167. 146 Ср. 1QS 9:14 (где мы встречаемся с фразой pVTSH מי («сыны Цадока (?)») и па״
)»аллельное место в 4QSe (где написано מי הצדק («сыны праведности»)). Ср. также
Мидраьи Ваййкра Рабба, I, 3, где «Цадок» (в значении «праведный») употребляется в
качестве титула «Аарона-священника». 147 Приводится по изданию: Migne, PL, vol. 26, col. 163—164 [179] и 165a [181]. 97