История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
«совершивший омовения в течение дня»), в соответствии с которой
тот, кто совершил все необходимые очистительные омовения, мо-
жег прикасаться к ритуально чистой еде (за пределами Храма) еще
до захода солнца. Далее, согласно 1 К^Т 51:4—5, прикоснувшийся к
костям человека или животного становится ритуально нечистым.
Аналогичного взгляда придерживалась секта צדוקים (М Йадагш,
IV, 6). В тексте 4(}ММТ В 55—58 констатируется, что при перели־
вании жидкости из ритуально чистого сосуда в нечистый нечистота
может передаваться через струю жидкости (в таннаитской терми-
нологии — נצ1לן) и сделать чистый сосуд нечистым. Так же полага-
ли и представители общины צדוקים (М Йадаим, IV, 7). Наконец,
судя по М. Хагига, И, 4 и Менах от, X, 3 (ср. Я. Т. Менах от, 65а и
Сукка, 43Ь), צדוקים придерживались того же календаря (солнеч-
ного), что и кумраниты. На основании приведенных галахичеасих параллелей ряд ис-
следователей считают возможным идентифицировать кумранитов с
аристократической сектой саддукеев (греч. Еа5500каТ01), упоминае-
мых, в частности, в Новом Завете и сочинениях Иосифа Флавия143.
Однако данное предположение вызывает целый ряд возражений.
Так, трудно себе представить, чтобы саддукеи, руководившие хра-
мовым богослужением, могли не придерживаться официального
лунно-солнечного календаря. Кроме того, согласно Матф. 22:23,
Мк. 12:18, Лк. 20:27, Дея«. 23:8 и «Древностям» Иосифа, XIII, 297,
саддукеи отрицали воскресение мертвых, загробное воздаяние, су-
ществование ангелов и духов, не имели мессианско-эсхатологи-
ческих представлений и признавали священным лишь Пятикнижие.
Очевидно, что все это противоречит идеологическим представлениям
Кумранской общины (о которых подробно речь пойдет ниже)144. Для адекватной индентификации конгрегации кумранитов
следует учитывать, что в раввинистической литературе упомина-
ются две различные секты, одинаково обозначаемые как (צדוקים(ץ.
Так, например, в М. Берахот, IX, 5, Я. Т. Шаббат, 152Ь—153а и Сан-
хедрин, 91а {ср.: Иосиф, Война, II, 165) говорится, что צדוקים (зд.
саддукеи) верят только в один мир и не верят в будущую жизнь, а в
Я. Т. Санхедрин, 38а — что צדוקיץ (зд., по-видимому, цадокиды-кум- 143 См., например, работы Дж. М. Баумгартена, М. Р. Леманна, И. Суссмана и
Л. X. Шиффмана, упомянутые в предыдущем примечании. См. также: Charles, Pseud-
epigrapha..., vol. II, pp. 790—796; North, «Sadducees»..., pp. 165—188; Habermann, Me-
gillot..., pp. XV, 25—30. 144 Ср. также: M. О. Wise, 4QMMT and the Sadducees: a Look at a Recent Theory,
QCh 3 (1993), pp. 71—74. 96