История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
лом 37«й) 1:17—2:1, 4:13—15, СО (Дамасский документ) 20:14—15
(ср. 1<2Н 5:22—28) под обозначением «Человек лжи» (איש הכזב).
Первоначально этот человек являлся одним из лидеров Кумранс-
кой общины (ср. 10рНаЬ5:11—12), по-видимому, «заместителем»
Учителя (евр. משנה; ср. 11(2Т 31:4, 1<5М 2:1). (В связи с этим заме-
тим, что греч. βοηθός как официальный термин означает «помощ-
ник», «адъютант», «заместитель»140 (!)). Впоследствии Человёк лжи
«презрел Тору» (10) התורהрНаЬ5:11—12), л׳с., по-видимому, кум-
райскую Тору — Храмовый свиток), возглавил схизму и организо-
вал свою секту (= «дом ״Авессалома״», «предатели»), ядро которой,
очевидно, составляли бывшие приверженцы Учителя праведности
(ср., например, СО 8:1—21,20:34)141. (См. также ниже, гл. II, 2, § 2, II.) II В литературе было обращено внимание на тот факт, что це-
лый ряд кумранских галахот совпадают с ритуальными установле-
ниями, которые в раввинистических сочинениях приписываются
секте, называемой צדוקים (S&toqim или Sadduqiin)142. Так, например,
в Храмовом свитке (11QT) 45:7—8, 49:19—21, 51:4—5 и Некоторых
из предписаний Торы (4QMMT) В 13—17, 59—67 содержится пред-
писание, согласно которому даже тех, кто завершили все очисти-
тельные омовения, до захода солнца следует рассматривать как пол-
ностью ритуально нечистых (ср. Лев. 22:7). Это целиком совпадает
с точкой зрения секта צדוקים, отвергавшей, согласно М. Пара, III, 7—8, Тос. Пара, III, 7—8, фарисейскую концепцию טבול יום (букв. 140 См.: Т. W. Manson, Sadducee and Pharisee — the Origin and Significance of the
Names, BJRL 22 (1938), pp. 150f. 141 Ср. анализ схизмы внутри Кумранской общины, данный в работах: Jeremias,
Lehrer..., SS. 79—126; Thiering, Redating..., pp. 10—15, 144f., 148—166. 142 См., например: Driver, Scrolls..., pp. 226—237, 259—266; Wacholder, Dawn...,
pp. 160—167; Lehmann, Temple Scroll..., pp. 579—587; idem, The Beautiful War Bride {ypt
t’r) and Other Halakhoth in the Temple Scroll [in:] Temple Scroll Studies, ed. by
G. J. Brooke, Sheffield 1989, pp. 265—271; J. M. Baumgarten, The Pharisaic>Sadducean
Controversies about Purity and the Qumran Texts, JJS 31 (1980), pp. 157—170; idem, Some
Remarks on the Qumran Law and the Identification of the Community, QCh 1, № 2/3
(1990/1991), pp. 115—117; Sussman, History of Halakhah..., pp. 11—79; L. H. Schiffman,
The Law of the Temple Scroll and its Provenance, FO 25 (1989), pp. 99f.; idem, Miq$at
Ma‘aseh Ha-Torah and the Temple Scroll, RQ 55 (1990), pp. 435—457; idem, The New Ha-
lakhic Letter (4QMMT) and the Origins of the Dead Sea Sect, BA 55 (1990), pp. 64—73;
idem, The Temple Scroll and the Systems of the Jewish Law of the Second Temple Period
[in:] Temple Scroll Studies, pp. 239—255; idem, Sadducean Origins..., pp. 35—49. 95