История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
наклонности и жестоковыйности, дабы положить истинное основа-
те (ליסד מוסד אמת) для Израиля, для общины вечного Завета». Помимо Цадока, у Антигона из Сохо был еще один «ученик»
(תלמיד) — Боэтус (ביתום; греч. Βοηθός; не путать с Боэтусом, упоми-
наемым в «Древностях» Иосифа, XV, 320, XVII, 78, 339, XVIII, 3
(ср. также: idem, Война, V, 527; Древности, XIX, 297)). Согласно со-
общению аль-Киркисани (см. также АрН А, 5 и Б, 10), Цадок и Бо-
этус были «лидерами» секты цадокидов; но на определенном исто-
рическом этапе в общине произошел <фаскол», в результате кото-
рого «товарищ» Цадока Боэтус организовал свою собственную груп-
пу, получившую по его имени название секты боэтусеев (ביתוסים).
Отделившаяся группировка продолжала придерживаться соднеч-
ного календаря (см. е. g.: В. Т. Менахот, 65а, Сукка, 43b; ср. М. Ха-
гига, II, 4, Менахот, X, 3), а также, по-видимому, многих цадокид-
ских галахот. О близости двух течений говорит, как кажется, и тот
факт, что в раввинистической литературе наименования «цадокид»
(צדוקי) и «боэтусей» (ביתוסי) в ряде случаев употребляются как вза-
имозаменяемые термины. Отметим также, что некоторые средневе-
ковые караитские и еврейские авторы (например, Моисей Маймо-
нид) прямо рассматривали цадокидов, боэтусеев и караитов как
одну секту139. На наш взгляд, Боэтус может быть отождествлен с личное-
лью, фигурирующей в кумранитских текстах lQpHab (Коммента-
рий на Аввакума) 2:1—3, 5:8—12, 4QpPs37 (Комментарий на Пса¬ В пользу того, что текст 1QS 5:1—20 представляет собой более раннюю редакцию
по сравнению с параллельным пассажем, содержащимся в 4QSb (fr. 5) и 4QSd (fr. 1,
col. 1), говорит, в частности, следующее. В данном тексте, как и в двух других ранних
произведениях кумранитов — Уставе благословений и Тексте Двух колонок, отчетли¬
во выступает главенство священников садокидской линии в решении основных вопро¬
сов жизни общины, в то время как в 4QSb и 4QSd приоритет принадлежит всем пол¬
ноправным членам конгрегации — раббим, что, очевидно, свидетельствует о значи¬
тельных изменениях в структуре и соотношении сил, происшедших в общине в период
между созданием текста 1QS 5:1—20 и его краткой редакции, зафиксированной в 4QSb
и 4QSd. (Ср.: Амусин, Община, с. 61; см. также прим. 53 к гл. II). Здесь же отметим, что
Н. Авигад палеографически датирует 1QS второй половиной II в. до и. э., допуская
немного более позднюю датировку (Paleography..., рр. 7If.), С. А. Бирнбаум — после¬
дней четвертью II в. до н. э. (Scripts, Part One: The Text, p. 134), Ф. M. Кросс — первой
четвертью I в. до н. э. (Scripts, р. 198, п. 116; см. также Charlesworth (ed.), Dead Sea
Scrolls..., p. 2); тексты же 4QSb и 4QSd палеографически датируются Ф. М. Кроссом са.
30—1 гг. до н. э. (Paleographical Dates of the Manuscripts [4QSa־j], [in:] Charlesworth, ibi¬
dem, p. 57). (Ж. T. Милик датирует 4QSd 50—25 гг. до н. э. См.: Numerotation des feuilles
des rouleaux dans le scriptorium de Qumran, S 27 (1977), p. 78.) 139 См. также: Driver, Scrolls..., pp. 7—15,226—237; Wacholder, Dawn..., pp. 155—167. 94