История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
щим установлениям фарисейско-таннаитского Устного Учения. В
этом же произведении содержится следующее предписание: «Да не
будет мужчина брать (в жены) дочь своего брата или дочь своей се-
стры, ибо это мерзость» (11<2Т 66:16—17). Согласно ряду Благо-
дарственных гимнов (<2Н), у Учителя праведности бывали «видбния
Знания» и «истины» (см. е. g. 1(}Η2:8—10, 14:17—18, 10:29, 11:4, 16).
(Ср. СЭ 2:12—13 !). Что же касается «пещерной» секты (упомина-
емой, помимо аль-Киркисани, также в сочинениях средневековых
мусульманских авторов аль-Макдиси, аль-Бируни и аль-Шахраста-
ни), то она, по общему мнению, может быть отождествлена с Кум-
райской общиной. Далее, в АрН А, 5 и Б, 10 говорится, что адепты Цадока (צד1ק),
получившие «в честь» (לשם) него наименование צדוקים (Беёоцйп
[צד1קים]; возможна также огласовка Баёёйяйп [צדוקים]), «отдели-
лись от Торы (פירשו מץ התורה)» и верили в «воскресение мертвых»
(תחיית המתים) в Конце дней. Обозначение צדוקים здесь, вероятно,
является синонимом наименования кумранитов כני צדוק («сыны
Цадока»). Под «отделением от Торы» тут может подразумеваться
либо отход цадокидов (<ех куроЖеяг кумранитов) от Устного Учения
раббанитов, либо то, что они стали сообразовывать свою религи-
озную практику не с Моисеевой Торой, а с Учением, зафиксиро-
ванным в Храмовом свитке. Наконец, судя по текстам 4<}521,
Гг. 2п+4, 12, &. 7+5и, 6, 1СШ 6:29—30, 34, 8:31, 11:11—14, СО 4:3—4,
6:10—11, 4()385 (Второ-Иезекиил*), й*. 2, 8 (ср. Иез. 37:1—14),
40181, &. 1, 4—6 (данные пассажи рассматриваются ниже, в гл. III,
6, § 1, I), как Учитель, так и его приверженцы и последователи при-
держивались доктрины (всеобщего) воскресения мертвых в Конце
дней. (Ср.: Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 27, 3; Иосиф,
Война, II, 53; ср. также 40243—245 (р50апас), 53—54, 1 Ен. 62:7—8,
Дан. 12:2, 13 иИс. 26:19*36.) Судя по сообщениям рабби Натана и Якуба аль-Киркисани,
у истоков движения цадокидов стоял ученик первосвященника Симо-
на II Праведного рабби Антигон, муж из Сохо (אנטימוס איש סוכו),
который, на наш взгляд, может быть отождествлен с основателем
Кумранской общины. Согласно М. Авот, I, 3, АрН А, 5, Б, 10 и
«Книге огней», Антигон учил своих адептов: «Не будьте как рабы
(כעבדים), которые служат своему господину с целью получить на-
граду, но будьте как рабы, которые служат господину не за награ-
ду, и да будет на вас страх Небес», «дабы ваша награда удвоилась» |м См. также ниже, гл. III, 6, § I, I. 92