История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
«Единственном» (CD 20:1, 14; ср. 4Q416, 418, fr. 9, 1:6) «Учителе
праведности» — «Избраннике» Бога (4QpPs37 1:14(?), 2:5, 3:5, 4:12,
IQpHab 5:4, 9:12, 4QpIsd 1:3, lQpMi, fr. 8—10, 7 (?)), являвшемся для
общинников «светом» (ср. е. g. CD 1:9—12 (ср. 1 Ен. 90:9—10),
1QH 4:5—6, 23—24, 27—29, 7:24, 9:26—27; ср. также е. g. Завещания
Вениамина 11:2 и Завулона 9:8 и Ин. 1:8, 9, 3:19, 8:12(!), 12:35—36,
46©, 1 Ин. 5:20, etc.; Мидраш Техиллим к Пс. 43:3) и «истиной», и та¬
кими их самообозначениями, как «люди Единственного»
(CD 20:32), «праведники» (е. g. 4Q521, fr. 2 ii+4, 5; ср. 4Q227, fr. 1, 1,
fr. 2, 6 (?)),«знающие праведность» (е. g. CD 1:1, 4QDa, fr. 1,9;
ср. Ис. 51:7), «община Его Избранника» (4QpPs37 2:5, 3:5, 4QpIsd 1:3),
«сыны света» (е. g. IQS 1:9 et passim, 1QM 1:1 et passim, etc.; cp.
Ин. 12:35—36, Лк. 16:8, Ефес. 5:8, 1 Фес. 5:5), «люди истины» (е. g.
IQpHab 7:10—12, 4Q298 3:6—7, 1QH 14:2; ср. IQS 2:24, 26, 4:5—6,
1QH 6:29, 7:29—30, 9:35, 10:27; 11:11, 1QM 17:8; ср. также 1 Ен. 105:2,
Зав. Иуды 24:3) и т. д. Не исключена возможность, что все вышепе¬
речисленные наименования общинников употреблялись в double en¬
tente, что характерно для большинства обозначений, встречающих¬
ся в рукописях Мертвого моря. Отметим также, что ряд самообоз-
начений сектантов, очевидно, возникли еще до того, как Учитель
праведности возглавил Кумранскую общину, однако впоследствии,
вероятно, стали связываться с его «именами» («Именем»). § 4. Цадокиды, боэтусеи и саддукеи. Цадокидский «фарисеизм» I Б. Ц. Вахольдер, рассматривающий Учителя праведности в
качестве основателя Кумранской общины, отождествляет эту фигу-
ру с «учеником» (תלמיד) Антигона из Сохо (конец III—первая чет-
верть II вв. до н. э.) Цадоком (Садоком; צדיק), упоминаемым в Авот
рабби Натана А, 5 и Б, 10 (II в. н. э.), а также в «Книге огней и сто-
рожевых башен» Якуба аль-Киркисани133. При этом американский 133 Dawn..., рр. 141—ПО. Ср.: Schechter, Fragments..., рр. XVIII—XXIX; Haber-
mann, Megillot..., p. 191. Этот Цадок упоминается также в сочинениях Филастрия, С а-
адии Гаона, Саула Абу аль-Сари, Иуды Хадасси. Учителя праведности отождествляют также со следующими иудейскими деятелями
II в. до н. э.—I в. н. э.: Онией III, Иисусом, сыном Сираховым, законоведом и пропо¬
ведником Иосе, сыном Иоэзера из Цереды, Матгафией и его сыном Иудой Маккаве- 90