История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
логические представления выражаются в свитках, как правило, за¬
вуалировано, часто в аллегорической или метафорической форме,
скупым, лапидарным языком. Кроме того, большую сложность для
исследователей представляет то, что лишь десять кумранских про¬
изведений дошли до нас в более или менее полном виде; от осталь¬
ных сохранились только отдельные фрагменты. Все тексты Кумра-
на полны лакун. Поэтому не приходится удивляться, что практи¬
чески во всех исследованиях по истории Кумранской общины от¬
сутствуют отождествления значительного числа упоминаемых в руко¬
писях сект и лиц, и, таким образом, в цепом реконструкция истории
конгрегации носит фрагментарный, эпизод ический характер, а многие
проблемы не получают даже гипотетического разрешения. Показа¬
тельны в этом отношении следующие слова российского кумрановеда
И. Д. Амусина, который в своей последней книге «Кумранская об¬
щина» (Москва, 1983) писал: «...мы не знаем истории... общины
(имеется в виду Кумранская община. — И. Т.), особенно темен ее
начальный период. Нам неведомы узловые события, связанные со
временем и обстоятельствами возникновения общины, ее генети¬
ческие связи, время и обстоятельства поселения в Кумране и появ¬
ления Учителя праведности (имеется в виду харизматический лидер
конгрегации. — И. Т.), значение ряда важных символических обо¬
значений, которые используются в кумранских рукописях. А как
говорил Аристотель, "нельзя развязать узел, не зная, как он завя¬
зан". Задача написания истории кумранской общины — дело бу¬
дущего» (с. 186). Через несколько лет немецкий кумранолог и спе¬
циалист по Новому Завету О. Бетц, подводя итог сорока годам кум¬
ранских исследований, констатировал: «История этой секты (sc. Кум¬
ранской общины. — И. 71), ее происхождение и развитие, внутрен¬
ние противоречия и расколы, отождествление Учителя праведности
и его главного(ых) противника(ов) все еще являются предметами
обсуждения или даже отказа от такового. Кумранские авторы не
были заинтересованы в сообщении точной исторической информа¬
ции посторонним иудеям и еще меньше— будущим поколениям
язычников (gentiles)»4. А другой немецкий исследователь — М. Клинг-
хардг, суммируя итоги состоявшегося в октябре 1992 г. в Граце
(Австрия) симпозиума под пессимистическим названием «Кумран
нигде», посвященного обсуждению результатов сорока пяти лет ис¬
следований вопросов, связанных с происхождением рукописей
Мертвого моря и хирбет-кумранского поселения, отмечает: «...про¬ 4 Qumran and the New Testament: Forty Years of Research, QCh 1(1990), p. 20. 9