История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
себя внимание текст 4()А11А = 4(}Те81:Ьеу1<1 (арамейский вариант
Завещания Левия), &. 2, 1:6, где жреческому Мессии (очевидно тож-
дественному с Новым Священником греческого текста Завещания
Левия геф. кумранским Учителем; см. гл. II, 1, § 1,У1; 2, § 2,1; гл. III,
6, § 2, V—VI) приписывается утверждение о том, что Господь пере-
дал ему некое «писание» (כתב; или «книгу»). (Ср. 4(2А11А =
4(2Те51Ье\1праведности звали Цадок, можно обнаружить, на наш взгляд, в
тексте Дамасского документа (СЭ) 2:11—13, где говорится о том,
что Господь «дал познать» общине «призываемых по имени»
(קריאי (ה)שם (или: «взывающих к Имени»; ср. е. §. СО 4:4, 1 Ен. 45:3;
Числ. 16:2), т. е. кумранитам118) «через Своего Мессию119 (משיחי;
или: "Своего помазанника"120 *.— И. Г.) Свой Святой Дух (ריח
121(קדשי; и он (ус. Мессия (помазанник), не Дух (122 123(ריח!— И. Г.)
есть истина (123125(והיא124 125 אמת, и их (.ус. общинников. — И. Г.) име¬ "8 См. е. g. CD 4:4, lQSa 2:2,11,13. 119 Ср., например, CD 12:23—13:1,14:9,19:10—11,20:1,4QD\ fr. 18, 3:12; ср. также
4Q521, fr. 2 ii + 4, 1,1 Ен. 48:10, 52:4, Пс. Сол. 18:6. 20י Ср., например, CD 6:1,4QDd, fr. 2, 6,4QDe, fr. 9, 2:14. ‘2i Ср. 1 Eh. 49:3 (!), Mk. 1:8,10— 11, Матф. 3:11, 16—17, Лк. 3:16, 22, Я«. 1:32—33,
7:39 (!), Деян. 2:33 (!), 19:2—4; ср. также 4QMess аг 1:10. 122 Слово רוח в послепленный период обычно употреблялось в женском роде. Как
замечает А. Б. Секки, термин רות в значении «Дух Божий» не употребляется в муже·
ком роде в небиблейских рукописях Мертвого моря. (The Meaning of Ruafr at Qumran,
The Society of Biblical Literature, Dissertation series, 1989, p. 71.) Д. Лис отмечает, что в
еврейской Библии (за исключением наиболее древних текстов) это слово в данном
значении также употреблятся, главным образом, в женском роде. ("Ruah", Le Souffle
dans l’Ancient Testament, Paris 1962, p. 32, n. 2). 123 С. Шехтер интерпретирует данную фразу как: «... и он (*. е. Дух. — Я. Т.) исти-
нен...». (Fragments..., р. XXXIII, п. 22). См. также: Charles, Pseudepigrapha..., vol. II,
р. 804; Я. Д. АмусиНу Рукописи Мертвого моря, Москва 1960, сс. 188f.; idemt «Учитель
праведности» кумранской общины, ЕМИРА7 (1963), с. 265. Ср.: Thieringy Redating...,
рр. 79f.; Wacholdery Dawn..., pp. 107, 109; 258, n. 45; ср. также: Stricken, Document...,
p. 345. 124 Это слово написано нечетко, так что возможно его альтернативное прочте-
ние— וחוזי. В этом случае текст CD 2:12—13 может быть интерпретирован следую-
щим образом: «И Он дал познать им (sc. кумранитам. — Я. Т.) через Своего Мессию
Свой Святой Дух и видения (ср. Яс. 28:15, 2 Цар. 17:13.— Я. Т.) истины (или:
"истинные видения". — Я. Т.)». 125 Большинство исследователей полагают, что в первоначальном тексте Дам ас-
ского документа 2:12—13 вместо слова משיתו было משיחי (st. constr. pi.; cp. CD 6:1 и 88