История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
«накануне Конца дней (לקץ ימים; букв, "к Концу дней".— И. Т.) по-
явился (букв, "встал". — И. Т.) один иудей (קם איש יהודי) и вошел в
эту пещеру, и нашел ее полной книг, и вынес их оттуда. И с того само-
го времени и впредь они (либо все иудеи, либо же только группа мо-
лящихся в пещере. — И. Т.) стали изучать Тору (112«(ללמוד התורה.
Трудно себе представить, чтобы средневековый правоверный иуда-
ист полагал, что евреи эпохи Вавилонского Плена и периода Вто-
рого Храма не имели списков Моисеева Закона и не изучали его
(ср., например, 2 Макк. 2:1—3 и 13). Поэтому, можно предполо-
жить, что сообщение Хасдая ибн-Шафрута представляет собой
своеобразную контаминацию традиций, зафиксированных в Заве-
щании Моисея 1:16—18, в сочинении Евполема «О царях в Иудее»
(см.: Евсевий, Приготовление к Евангелию, IX, 39, 5), 2 Макк. 2:4—
8, Неем., 8 и ессейско-кумранского предания об обнаружении Хра-
мового свитка, которое он мог узнать откараитов. Если это так, то не
исключена возможность, что упоминаемый в письме «иудей»113 —
это Учитель праведности, найденная им незадолго до Конца
дней114 *. Тора — это кумранская «запечатанная книга Торы» — За-
кон для «конечных дней» (см. также ниже, гл. III, 4, I—II), а люди,
молящиеся в пещере— это представители «лещиной секты» (см.
гл. I, II и гл. II, 1, § 4,1), т. е. ессеи-кумраниты115. В связи с выдвинутым выше предположением о возможном
объяснении Учителем обстоятельств «обнаружения» им древнего
свитка Торы, обращает на себя внимание текст 2 Макк. 2:13—14,
где говорится о том, что Неемия «собрал» (&сият|уауЕУ; букв,
«прибавил» (яс. к книге Торы Моисеевой; см. 2:1—3)) «книги» Са-
муила, Царей, Пророков, Псалмы Давидовы, а также собственную
книгу и книгу Езры, и что «подобным образом и Иуда (ус. Макка-
вей. — И. Т.) затерянное (81аявятож6та (!). — И. Т.) все собрал...» В
отличие, правда, от Неемии и Иуды, Учитель праведности — Ца-
док должен был выдавать за священное произведение, написанное,
по-видимому, им самим. Аналогичный прием использовали осно¬ 112 Цитируется по изданию: П. К. Коковцов, Еврейско-хазарская переписка в
X веке, Ленинград 1932, с. 17* 113 Ср*: Филаетрийу Книга о различных ересях, 5. Ср* также 4<ЗМ1$1ш1 С<*, Гг. 5, 1;
4(5550 6:2—3. "♦ Ср. Зав. Моисея 1:13, 10:11—11:1, СО 1:5—12 и Зав.Левия 17:11—18:14(!);
ср. также 1 Ен. 82:1, !04:11—13,Дал. 8:26,12:4,9,4Ездр. 12:37—38,14:26,47. |($ Ср* Мидраш Бемидбар Робба 3:17, где имеет место полемика с некоей религиоз¬
ной группой (кумраниты (?)), считавшей, что был ««другой Моисей» (Учитель правед¬
ности (?)), который явил «другую Тору» (Храмовый свиток (?)), написанную на небе¬
сах, т. е. Самим Господом. 86