История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
СВ 5:2—6), особенно, если принять предположение И. Ядина110 от-
носительно того, что под упоминаемой в 1<28а 1:6—7 и СВ 10:6,
13:2, 14:8 (?) таинственной книгой ההגי/ההגי (гипотетический пере-
вод: «Книга размышлений») подразумевается Храмовый свиток,
т. е. кумранская Тора. И, в-третьих, если верно наше предположе-
ние, основывающееся на сопоставлении приведенных выше текстов
из Исх., 24—25, 40 и СВ 5:1—5, 11(}Т 2:1—15, 5:24—25, 44:5, 51:6—
7, относительно того, что кумраниты рассматривали свою Тору
как данную Богом Моисею на Синае, то появление этой книги (с
их точки зрения) в хронологическом отношении предшествовало
появлению Пятикнижия. (Ср. встречающееся во фрагменте Дамас-
ского документа 4()Оь, 6, 1:15 наименование «Последняя [книга] Торы» (5) ([ספר ה]תורה האחרקс. Моисеев Закон (?)); ср. также
СВ 7: 15 (!), Юб. 1:26). В этой связи напомним, что, согласно тра-
диции таннаев, Моисей получил Устную Тору (תורה שבעל פדי; ее за-
чаток назван в 40рЫа11 2:8 תלמוד ש?ןר («ложное учение») на Синае, в
то время как Писаная Тора (תורה שבכתב)— Пятикнижие была за-
вершена им лишь приблизительно через 40 лет. (Ср. Юб. 6:22, где
«книга Первой Торы» (полученная Моисеем на Синае и отличная
от Пятикнижия) — это, по-видимому, кумранская Тора111.) Что же
касается встречающихся в Храмовом свитке многочисленны^ займ-
ствований из Пятикнижия, то, по представлению кумранитов, эта
зависимость, по-видимому, была обратной. Укажем еще на один библейский текст, который, возможно,
мог быть истолкован общинниками как указание на существование
в древности двух Учений, одно из которых им открыл Учитель
праведности— Цадок. Так, во Втор. 31: 9 говорится: «И написал
Моисей Тору сию и отдал ее священникам, сынам Левия, носящим
ковчег Завета Господа, и всем старейшинам Израиля». В следую-
щих стихах данной главы Господь возвещает, что в ближайшем бу-
дущем народ станет ходить вослед чужим богам и потому Он со-
кроет от Израиля Свое Лицо. И далее следует упоминавшийся уже
текст Втор. 31:24—26, где говорится: «И было, когда завершил
Моисей написание слов этой Торы в книгу до конца (т. е. вписал в
нее свою предсмертную Песнь, помещенную во Втор., 32, но отсут-
ствующую в Храмовом свитке. — И. Г.), повелел Моисей левитам,
носящим ковчег Завета: ״Возьмите эту книгу Торы и положите ее
сбоку от ковчега Завета Господа Бога вашего; и будет она там сви-
детельством против тебя (.ус. народа Израиля. — И. Т.) вовек״». Эта "О Temple Scroll, 1977, vol. I, p. 301. י" Cp. 11QT 18:10—19:9. 84