История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
о скрижалях и Торе (ср. 4(2ДиЬа (4(3 216), 1); затем следует описание
пребывания Моисея на Синае с многочисленными парафразами
стихов Исх., гл. 34, один из которых, 27-й, интерпретируется как
данное Богом Моисею повеление написать книгу Юбилеев. Первая
колонка кумранской Торы не сохранилась, однако фрагменты вто¬
рой колонки почти полностью состоят из парафраз и аллюзий на
Исх., 34, что дает основание предположить, что кумранская Тора,
как и книга Юбилеев, начиналась с описания пребывания Моисея
на Синае. Когда же произошло сокрытие Торы, положенной Моисеем в
ковчег? Ход мысли кумранитов мог быть таков. Во времена Соло¬
мона, согласно 1 Цар. 8:9, «в ковчеге ничего не было, кроме двух
каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Синае».
Судя по 1 Сам. 6:19, в ковчег Завета заглядывали и несколько ра¬
нее, в начальный период деятельности Самуила, но также не обна¬
ружили в нем ничего необычного. Следовательно, «синайская» То¬
ра (т. е. кумранский Храмовый свиток) была сокрыта раньщё. Со¬
гласно вышеприведенному тексту СО 5:2—5, «запечатанная книга
Торы», первоначально оказавшаяся в ковчеге, «была сокрыта» по
смерти Иисуса Навина, Елеазара (сын и преемник Аарона) и ׳ста¬
рейшин из-за того, что евреи стали служить Астарте. Думается, что
данный текст является реминисценцией И. Нов. 36:24—29 в версии
Септуагинты (ЬХХ). Напомним, что фрагменты еврейских версий
библейских текстов, легших в основу данного греческого перевода
Священного Писания, а также собственно греческие фрагменты ЬХХ,
были обнаружены в Кумране. Итак, в упомянутом тексте Септуа¬
гинты говорится, что по смерти Иисуса Навина, Елеазара, его сы¬
на Финееса и старейшин «стали сыны Израиля служить Астарте и
богам окрестных народов». Ковчег Божий (ό κιβωτός τοϋ θεού) в
этот момент находился в Гиве, где и могла быть, (ех Ιχγροίίιβεΐ) по
мнению кумранитов, сокрыта их Тора до времени опубликования
ее Цадоком — Учителем праведности. Идея о сокрытии в кризис¬
ные периоды по указанию Бога до определенного времени священ¬
ных книг и предметов была широко распространена в Иудее в эпо¬
ху эллинизма и начальный период римского господства. Достаточ¬
но указать на текст Завещания Моисея 1:16—18, где последний, пе¬
редавая Иисусу Навину священные «книги» (НЬп) (включая текст
самого Завещания; ср. 10:11—12, 11:1), заповедует поместить их «в
глиняные кувшины» (ίη υβεΐε бсбПЬиз: ср. кумранский способ хране¬
ния и сокрытия книг в глиняных сосудах (!)) и сокрыть в
«избранном Богом от века тайном месте» «до Дня Воздаяния, когда 82