История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
но выдвинуть ряд возражений. Во-первых, содержание кумранской
Торы далеко не исчерпывается описанием Храма. Во-вторых, Да-
видов чертеж никак не связан с Синайским Откровением и Моисе-
ем, к которому в кумранской Торе обращается Бог. В-третьих,
Храм, описанный в кумранской Торе, не походит на Первый Храм,
построенный Соломоном по завету Давида и описанный в 1 Цар., 6
и 2 Хр., 3—4. К. Б. Старкова104 указывает на текст И. Нав. 24:26, где гово-
рится, что Иисус Навин произнес предсмертную речь перед всеми
коленами Израилевыми в Сихеме и «записал Иисус эти слова в
книгу Торы Божьей»; в то же время, из Второзакония и книги Иисуса
Навина, гл. 1, известно, что Моисеева Тора уже существовала к
этому времени в записи. Следовательно, как полагает К. Б. Стар-
кова, у читателя могло сложиться впечатление, что в это время су-
шествовала Тора Божья, отличная от Торы, приписываемой преда-
нием Моисею. По мнению Б. Ц. Вахольдера105, возможным библейским ис-
точником, натолкнувшим автора кумранской Торы (с его точки
зрения, Учителя праведности) на мысль о создании данного произ-
ведения (а также источником кумранских спекуляций о «запечатанной
книге Торы, которая была в ковчеге»), является текст Втор. 31:24—26,
где сказано, что Моисей, «дописав все слова книги Торы до кон-
ца», повелел левитам положить эту книгу «сбоку (מצד) от ковчега
Завета Господа». Б. Ц. Вахольдер полагает, что общинники могли
рассматривать данный текст как относящийся к кумранской Торе.
При этом, по его мнению, фраза «сбоку от ковчега Завета» интер-
претировалась в Кумране как «в ковчеге» (?!)106. Умозрительность
данной гипотезы совершенно очевидна, ибо текст прямо указывает
на то, что книга Торы Моисеевой оказалась вне ковчега. Так же
интерпретируется этот пассаж е. g. в Септуагинте, Таргумах Онке-
лоса и Псевдо-Ионафана107, Вульгате (ай 10с.), а также средневеко-
выми еврейскими экзегетами и учеными Раши (Комментарий к 104 Памятники..., сс. 24—25. 105 «Seated» Torah..., passim. 106 По мнению Б. Ц. Вахольдера, под «ковчегом» (ארק) в CD 5:3 подразумевается
не ковчег Завета, а иное «запечатанное вместилище». (См.: «Sealed»^orah..., рр. 356—
367.) 107 В Таре. Пс.-Ионаф. ad Втор. 31:26 говорится о существовании дополнительно-
го вместилища, помимо ковчега Завета. Согласно Toe. Сота, VII, 18, рабби Иуда беи-
Лакиш считал, что было два ковчега (ארונות), в одном из которых хранилась книга
Торы (ספר תורה), а в другом — фрагменты разбитых скрижалей Закона. (Ср. Сифре
Деварим, 38.) См. также: Wacholder, «Sealed« Torah.״, р. 357, п. 21. 80