История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Предисловие автора Обнаружение в 1947—1956 годах в местности Вади-Кумран,
близ северо-западного побережья Мертвого моря, свитков, принадле¬
жавших ессейской Кумранской общине (II в. до н. э.—I в. н. э.), по
праву считается самым крупным открытием рукописей в новое
время1. Манускрипты Кумрана (явившего миру первый опыт мес¬
сианизма т асШ), с одаой стороны, во многом подтвердили про¬
зорливое предположение ряда протестантских и католических тео¬
логов и писателей конца XVIII—XIX веков (е. g. И. Д. Михаэлиса,
X. Ф. фон Аммона, К. Ф. Бардта, К. Г. Венгурини, Г. И. Планка, Э. Ре¬
нана) о том, что ессейство предвосхитило ряд основополагающих
доктрин первоначального христианства2, а с другой — мнение извест¬
ного французского социалиста XIX в. Т. Дезами, почитавшего ес-
сеев одними из первых в истории носителями коммунистической
(или, точнее, эгалитаристской) идеи. Радикализм (если не сказать ре¬
волюционность) идеологических воззрений и социально-полити¬
ческих позиций кумранитов обусловили эзотерический характер их
произведений (прежде всего, очевидно, по соображениям безопас¬
ности3). Так, намеки на исторические события носят в рукописях
Мертвого моря иносказательный, аллегорический характер, почти
все из упоминаемых здесь деятелей и все группировки фигурируют
под условными обозначениями, кличками, а подчас и шифрами, аб¬
солютные и относительные датировки отсутствуют (за единствен¬
ным исключением; см.т. н. Дамасский документ (СЮ) 1:5—11). Идео- 1 Ср., например: Ed. Wilson, The Dead Sea Scrolls: 1947—1969, London 1969, p. 18. 2 Подробно об этом см. в книге: S. Wagner, Die Essener in der wissenschaftlichen
Diskussion vom Ausgang des 18. bis zum Beginn des 20. Jahrhunderts: Ein wissen-
schaftsgeschichtliche Studie, Berlin 1960. Ср.: Э. Ренан. История израильского народа, т.
II, вып. Y, СПб, 1912, с. 458. В этой связи упомянем тот любопытный факт, что прусский король Фридрих II
Гогенцоллерн (1712—1786) в своем письме от 18 октября 1770 г. к французскому мате¬
матику, философу-просветителю, энциклопедисту Д'Аламберу (1717—1783) писал о
том, что Иисус по своим воззрениям был ессей и исповедовал ессейскую мораль.
Сходной точки зрения придерживался Вольтер (1694—1778). (См.: Wagner, ibidem,
S. 10). Ср.: Евсевий Кесарийский, Церковная история, II, 17, 1—24 и Епифаний Соломин-
ский, Панарион, XXIX. 3 Ср.: Иосиф Флавий, Иудейская война, II, 141—142; ср. также: Матф. 16:20, 17:9,
Мк. 8:29—30, 9:9, Лк. 9:36 (см. также: Матф. 13:11, Мк. 4:11—12, Лк. 8:10); Псевдо-
климентины, I, 2 (Послание Петра к Иакову), 3; 4 Ездр. 12:37—38, 14:26, 45—46. См. также: G. R. Driver, The Judaean Scrolls: The Problem and a Solution, Oxford
1965, p.567. 8