История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
тым Духом «чудесные тайны» (в частности, «все тайны» Своих
слов, записанных в книгах пророков), Знание и т. п. (см. е. g.
lQpHab 2:2—3, 7:3—5, QH, passim), благодаря чему он имел воз¬
можность «просвещать» своих адептов (QH, passim, CD 1:8—12; см.
также выше, гл. II, 1, §1, III). В тексте Дамасского документа
(CD) 7:18—20 Учитель (= «Разъясняющий Учение»; см. CD 6:7,
7:16—20, 4QFlor 1:11, 4QPB 1:5) назван «звездой» (ЗЭ1ЭП). Здесь же
по отношению к нему применено знаменитое мессианское пророче¬
ство Валаама, сына Веорова: «Прошествовала (или: "(прошест¬
вует". — И. Т.) звезда от Иакова...» (Числ. 24:17; ср. 4QTest, 9—13,
Зав. Левин 18:3; 1QM 11:6, Зав. Иуды 24:1; ср. также Матф. 2:2
Отк. 22:16, Иерусалимский Талмуд (в дальнейшем — И. Т.), Таанитп,
IV, 2, 67d, Евсевий, Церковная история, IV, 6; подробнее об этом
см. ниже, гл. III, 6, § 2, I). Согласно тексту lQpHab (Комментарий
на Аввакума) 5:4, кумраниты верили, что «Бог отдаст Суд над все¬
ми народами в руку Своего Избранника (т. е. Учителя праведнос¬
ти; см. ниже, гл. III, 6, § 3. — И. Г.)». Наконец, в связи с обозначе¬
нием Нового Священника и его паствы как сынов Господа (Зав. Ле¬
вин 18:6, 8), обращают на себя внимание следующие слова Учителя
(1QH 9:35—36 (Гимн № 14)): «...мой отец не знал меня и моя мать
оставила меня на Тебя; ибо Ты — Отец (ЭК) всем [сынам] Твоей Ис¬
тины...» (См. также 1QH 9:30—34.) Новый Священник (ex hypothesi Учитель праведности), есте¬
ственно, не осуществил праведного Суда, не установил Царствия
Божьего на земле, не открыл врата Рая и не реализовал ряд других
функций, которые, согласно тексту гимна, зафиксированного в
Зав. Левин 18:2—14, он должен был осуществить. С другой стороны,
в этом поэтическом фрагменте Завещания нет намека на смерть Свя¬
щенника и ожидание его эсхатологической Парусин. Следователь¬
но, можно допустить, что данный мессианский гимн был создан
при жизни Нового Священника, который, как по-вцдимому пред¬
полагалось, будет здравствовать вплоть до Конца дней. В пользу
этого, думается, говорит и текст Зав. Левин 18:8: «И никто не унас¬
ледует (оик ёо-ссп бшбохп) ему (sc. Новому Священнику. — И. Г.)...
вовеки». § 2.Учитель праведности И «ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА ТОРЫ» Как было отмечено выше, почти все лица, упоминаемые в
рукописях Мертвого моря, фигурируют под условными обозначе¬
ниями. В случае же с Учителем праведности мы, как кажется, стал¬ 74