История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
к иудеям (написанное ок. 198/197 гг. до н. э.), в котором, среди про¬
чего, селевкидский царь обещает им помочь в восстановлении Иеруса-
иима, «разрушенного войной, и вновь заселить его, возвратив бе¬
жавших за пределы страны» (§ 139; см. также § 144), а также «вос¬
становить» Храм (§141; см. также Сир. 50:1—2(!))91. В Зав. Ле¬
вин 17:11 патриарх «предвещает», что в 7-ю неделю 7-го юбилея
моральное разложение иерусалимского священства достигнет свое¬
го апогея. И, наконец, по завершении (или, в самом конце; ср.
I Ен. 93:9—10, 91:11—13) 7-го юбилея, т. е. около 176 г. до н. э., «Бог
поставит Нового Священника» (Зав. Левин 18:2). (Ср. Езр. 2:63, Не-
ем. 7:65 (!); ср. также Зав. Левин 8:14, К^БЬ 3:26 («И союз священства
[вечного об]новит (ЧП[ГГ]) тебе»).) А. Дюпон-Соммер (отождествлявший первого «помазанника»
«первого юбилея» (Зав. Левин 17:2—3) с Иудой Маккавеем) иденти¬
фицировал Нового Священника с кумранским Учителем праведно¬
сти ге(1туш, новое пришествие которого, по его мнению, ожида¬
юсь сектантами после 63 г. до н. э.92 На наш взгляд, хронологичес¬
кие ориентиры Зав. Левин 17—18 позволяют, скорее, отождествить
Священника с историческим Учителем, возглавившим Кумранскую
общину ок. 177/176 гг. до и. э. (СО 1:5—12). В пользу данной иден¬
тификации говорит также следующее. Учитель праведности был
«Священником» (40рРа37 3:15), которому Господь возвещал Свя¬ 91 Ср. текст 4Q390 (Второ-Иезекиил), где говорится, что, начиная с восьмого юби-
юя (ср. fr. 1,7—8 и fr. 2, 1:4—5) «по разрушении страны», т. е. с са. 244/243 гг. до и. э.
(587/586 — (49 х 7)), иудеи станут поступать дурно во всем, нарушать законы и запо¬
веди, забудут о праздниках, субботе и Завете. За это Господь отдаст их в руку их вра-
| <>в и предаст мечу; иудеи начнут также ссориться друг с другом. (Здесь можно усмот¬
реть намек на бедствия, постигшие Иудею в период военных действий между Анти¬
ком III Великим и Птолемеями, а также на междоусобицы иудейских проселевкидс- ׳ ой и проптолемеевской группировок.) В то же время Бог «сохранит остаток. Через
мьдесят лет со дня, когда они (sc. иудеи. — Я. Т.) нарушили [закон и] Завет (т. е.
·к. 174/173 гг. до н. э. (244/243 — 70). — Я. Г.)» Господь «отдаст их [в руку анге]лов
(снависти, и они будут править flViPDI) ими». (Возможно, здесь имеются в виду пер-
«священники-элпинизаторы Ясон, Менелай и Алким (ср.: fr. 2, 1:10), первый из кото-
мх — Ясон— был облечен этим саном в са. 174г. до н. э.) При их правлении будет
< квернено иерусалимское Святилище, будут грабежи и насилие. 92 См. е. g.: Nouveaux aper9us sur le manuscrits de la Mer Morte, Paris 1953, pp. 68—
*>. А. Дюпон-Соммер отождествлял Учителя с чудотворцем и праведником Онией,
»битым каменьями сторонниками АрисгобулаП весной 65г. до н.э. (См.·.Иосиф,
(ревности, XIV, 22—24). Большинство исследователей отождествляют Нового Священника с одним из хае-
»!!ейских первосвященников-правителей (царей). См., например: Charles, Pseudepi-
uipha..., vol. II, p. 314; Beckwith, Calendar..., pp. 173—181; H. C. Kee> Testaments of the
welve Patriarchs [in:] Charlesworth, Pseudepigrapha..., vol. II, p. 794, n. 18a. 73