История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
tu87) появление «Нового Священника (ιερέα καινόν), которому будут
раскрыты все слова Господа». «И он будет творить праведный Суд
на Земле... И его звезда (δστρον) взойдет на небесах как (звезда) ца¬
ря». Он зажжет «свет Знания» и будет «светить подобно солнцу».
«И откроются небеса, и из Храма Славы (sc. небесного Храма. —
И. Т.) снизойдет на него освящение, вместе с гласом Отца (ср. е. g.
Матпф. 3:14, Мк. 1:11, Лк. 9:35, Ин. 1:34; ср. также: Епифаний, Па-
нарион, XXVIII, 1, 4, XXX, 3, 6; Иероним, Коммент. на Исайю 11:2;
Евсевий, Церковная история, III, 27. — И. Г.), как от Авраама к
Исааку,., и Дух разумения и освящения почиет на нем... ибо он пе¬
редаст величие Господа Его сынам во Истине навеки». По словам
Левия, Священник должен будет появиться по окончании 7-й неде¬
ли 7-го юбилея. Точкой отсчета, по нашему мнению, является 520 г.
до н. э., когда Иисус (букв. «Господь— спасение»88), сын Иоседеков,
начал функционировать в качестве первосвященника иерусалим¬
ского Храма (Второго), восстанавливавшегося с 520 по 516 гг. до
н. э. (о разрушении Первого Храма и Вавилонском плене см. в Зав. Ле¬
вия гл. 15). Именно об этой фигуре, по-видимому, упоминается в
тексте Зав. Левия 17:2—3, где говорится следующее: «В первом юби¬
лее, первый, кто будет помазан на священство (т. е. станет первым
послепленным первосвященником. — И. Т.\ будет велик, и он будет
разговаривать с Богом, как с Отцом, и его (перво)священство будет со¬
вершенно благоугодао Господу...» (Ср. Зах. 3, 6:11—13, Сир. 49:12 !)89.
Далее, согласно Зав. Левия 17:8—10, «в 7-м юбилее (т. е. между
са. 226 и 178 гг. до н. э. — И. Т.) будет скверна. Вследствие этого
они (sc. иудеи. — И. Т.) будут попадать в плен и станут жертвами,
и их страна и их имущество будут уничтожаться. А в 5-ю неделю
(лет этого юбилея (ср. Зав. Левия 17: 6—7)90, т. е. ок. 198—192 гг. до
н. э. — И. Т.) они возвратятся в свою разоренную страну и обновят
Дом Господа (т. е. Храм. — И. 71)». Как кажется, автор(ы) Завеща¬
ния мог(ли) иметь в виду «тяжелые испытания» и «страдания», ко¬
торые «претерпели» иудеи «вследствие опустошения их страны» в
период борьбы Антиоха III с Птолемеями за обладание Палести¬
ной и Келесирией (221—198/197 гг. до н. э.). (См.: Иосиф, Древнос¬
ти, XII, 129—137.) В этой связи отметим также пассаж из «Древ¬
ностей», XII, § 138—144, где Иосифом цитируется письмо Антиоха 87 См. также ниже, гл. II, 2, § 2. 88 Возможно: «Господь — изобилие». 89 Ср.: Beckwith, Calendar..., рр. 173—181. Ср. также: Milik, Enoch..., р. 253; Charles,
Pseudepigrapha..., vol. II, р. 313f. 90 См. также: МШку Enoch..., р. 253. 72