История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Иосиф, Древности, XII, 131—144, ср. 138, 228—229)82. В отрывке же
Дан. 11:14Ь можно усмотреть указание на возникновение Кумранской
секты, провозгласившей скорое осуществление видения Второ-
Исайи о пришествии на землю Господа, зафиксированного в при-
веденном выше тексте И с. 40:3. Не исключена, впрочем, возмож-
ность, что под «видением» ъ Дан. 11:14Ь подразумевается пророче-
ство-видение Иезекиила, согласно которому через 390 лет по захва-
гу вавилонянами Иерусалима (в 587/586 гг. до н. э.) праведный
«остаток» народа возродит истинный Израиль (Иез. 4:5, 6: 8—9). С
точки зрения прохасидейского протофарисейского автора книги Да-
ниила (создана в 165/164 гг. до н. э.), визионеры обманулись в сво-
их надеждах. Особое внимание обращает на себя наименование כני פריצי עמך.
По нашему мнению, возможно двоякое его истолкование: «те, кто
вырвался83 (из среды) твоего народа (sc. иудеев. — И. Т.)» или «те,
кто разрушают (sc. ограду (84(סיג ,גדר, стену (85(חומה или границу
(גבול) (вокруг) Торы (i. е. Устного Учения раббанитов)86 (в среде)
твоего народа». В связи с первой интерпретацией отметим, что
кумраниты неоднократно заявляли о своем «отделении» «от наро-
да» (см. е. g. 4QMMT С, 7, 1QS 5:1—2, 10—11, CD 6:14—15, 8:8, 16,
19:17, 29). Второе пред ложенное истолкование фразы из Дан. 11:14Ь
также согласуется с обстоятельствами возникновения и ранней ис-
тории нашей общины; ибо, как будет показано ниже, Кумранская
конгрегация зародилась в среде раббанитов, отошедших от орто-
доксальной Устной Торы, а в период деятельности Учителя пра-
ведности открыто противопоставивших ей свою Тору — Храмовый
свиток. Наконец, еще один хронологический ориентир, связанный с
ранней историей Кумранской общины, можно, по нашему мнению,
обнаружить в тексте Завещания Левия 17:2—18:14, где этот патри-
арх, в частности, предвещает (на самом деле это vaticinium ex even- 82 Ср.: Taubler, Jerusalem..., pp. 16—30. 83 Cp. Mux. 2:13; ср. также Быт. 38:29. 84 Ср.Яс. 5:5, Яс. 80:13, 89:41, Еккл. 10:8; ср.также Яс. 58:12, Иез. 13:5, 22:30,
\м. 9:11 ,Яс. 106:23. 83 Ср.Неем. 2:13, 3:35, 2А>.32:5, 26:6; ср. также 7 Дар. 11:27, 2Цар. 14:13 =
'Хр. 25:23, Ам. 4:3, Яс. 144:14, Ясс. 30:14, Неем. 6:1. 86 Ср.: CD 20:25 (ср. также: Meyer, Ursprung..., SS. 127f.), 1:16, 5:20; ср. также: Фи-
юн, О специальных законах, IV, 149 (ср. Втор* 19:14), 2 (Слав.) Ен. 52:9, 7 Ен. 99:14,
1 fudpaw Мишле у 22, 28. 71