История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
качественно отличивши от исторических характеристиками про-
должительности и последовательности процессов (ср. 4QF10T 1:1—
13). Общинники также верили, что в Конце дней (или «в конечные
дни») в их среде появится Мессия-Царь78 («Бык с большими рога-
ми» в 1 Ен. 90:37). Исходя из того, что в 1 Ен., 90 «Баран» с «огромным рогом»
(которого мы отождествляем с Учителем праведности) оказывается
здравствующим к моменту наступления Эсхатона, а также учиты-
вая тот факт, что в данном тексте отсутствуют намеки на религи-
озные гонения Антиоха IV Епифана на иудеев (167—164 гг. до
н. э.), можно предположить, что Апокалипсис животных был со-
здан между са. 177/176 и 167 гг. до н. э. Еще одно возможное подтверждение того, что Кумранская
община возникла около 197/196 гг. до н. э. можно, как кажется, об-
наружить в книге Даниила 11:14, где говорится, что в период за-
вершения борьбы Антиоха III (один из «царей Севера») с Птолеме-
ями за обладание Кепесирией и Палестиной «многие восстанут на
царя Юга. (14Ь:) и בני פריצי עמך поднимутся, чтобы осуществить
(или: "исполнить". — И. Т.) видение (pin להעמיד), но споткнутся».
Б. Ц. Вахольдер, опираясь на труды Э. Мейера79 и Э. Тойблера80,
предположил, что в первой части данного пассажа содержится на-
мек на селевкидское завоевание Келесирии в 198/197 гг. до н. э., а
во второй — на восстание визионерской группировки, возглавляв-
мой Учителем праведности (который, по его мнению, являлся осно-
вателем Кумранской общины), имевшем место между 195 и 170 гг.
до н. э.81 Думается, что гипотеза американского исследователя мо-
жег быть скорректирована и дополнена следующим образом. В
Дан. 11:14а, на наш взгляд, речь, вероятно, идет об активном воо-
ружейном противодействии полководцу египетского царя Птоле-
мея V Епифана («царь Юга») Скопасу, оказанном в 201/200—198/
197 гг. до н. э. многочисленными сторонниками иудейской проселев-
кидской группировки, возглавляемой Симоном II Праведным (см.: 78 Cu.e.g. тексты 1QS9:11, lQSb5:20—29, 4QDibHam>4:5—8, 11QT56:12—58:21,
IQSa 2:11—12,4QPB, 1QM 5:1—2,1QH 3:7—12,8:4—12,4QpIs», 5—6,3; 8—10, 11—24,
4Q285, fr. 6—7,4QFlor 1:10—13 (cp. 4Q246, 4QMess ar, CD 7:15—21). (К рассмотрению
данных пассажей мы обратимся ниже, в гл. 111.) 79 См.: Ursprung..., Bd. II, SS. 127f. 80 См.: Jerusalem 201 to 199 В. С. E.: On the History of a Messianic Movement, JQR 37
(1946—!947), pp. 1—30,125—137, 249—263. 81 Dawn...., pp. 200—202. 70