История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
раниченный пределами истории16, и, таким образом, описанный в
свитке 11<2Т рукотворный Храм должен был, по мнению автора
(или авторов) документа, существовать лишь в исторических, вре¬
менных рамках77; построенное же Господом эсхатологическое Свя¬
тилище будет знаменовать собой переход к Метаистории, эпохе с другим сообщениям— Парменидом) (с. 261, прим. 58). Древнееврейский мир— это
«олам», по изначальному смыслу слова «век», иначе говоря, поток времени, несущий
в себе все вещи: мир как история... (с. 229). עולם — это «мировое время» (в немецком
переводе Бубера и Розенцвейга "Weltzeit”), но не «вечность», поскольку он, во-первых,
движется и, во-вторых, может кончиться и смениться другим «оламом», другим состо-
янием времени и вещей в нем. Талмуд говорит об эсхатологическом עולם הבא, что
можно с равным правом переводить «будущий век» (ср. в христианском символе веры
«...и жизни будущего века») и «будущий мир». Когда библейский мистический исто-
ризм попал в идейный кругозор греков и римлян, термин «олам» был передан гречес-
ким «эон» и латинским «секулум» (с. 261, прим. 59). Внутри «космоса» даже время да-
но в модусе пространственности: в самом деле, учение о вечном возврате, явно или ла-
тентно присутствующее во всех греческих концепциях бытия, как мифологических, так
и философских, отнимает у времени свойство необратимости и дает ему взамен мыс-
лимое лишь в пространстве свойство симметрии. Внутри «олама» даже пространство
дано в модусе временного движения — как «вместилище» необратимых событий. Бог
Зевс — это «олимпиец», т. е. существо, характеризующееся своим местом в мировом
пространстве. Бог Йахве — это «Сотворивший небо и землю», т. е. господин неотме-
няемого мгновения, с которого началась история, и через это — господин истории,
господин времени...(с. 229f.). Итак, греческий «космос» покоится в пространстве, вы-
являя присущую ему меру; библейский «олам» движется во времени, устремляясь к пе-
реходящему его пределы смыслу (так развязка рассказа переходит пределы рассказа,
или мораль притчи переходит пределы притчи)... (с. 231) Творец трансцендентен «потоку времени», внеисторичен; но, с другой сторо-
ны, он открывается в «‘оламе», относительно имманентен ему. В определенной мере
עולם есть как бы чувствилище Бога. (Ср. определение И. Ньютона: «пространство есть
как бы чувствилище Бога (sensorium Dei)»; о Боге как о «Месте» всего сущего (т. е. про-
странстве) говорят е. g. Филон (О снах, I, 62—63), Арнобий (Против язычников, I, 31),
каббалисты, кембриджские платоники; ср.: Аристиду Апология, I, 4—5; ср. также
Иер. 23: 24). 75 «Ибо не избрал их (sc. нечестивцев. — И. Т.) Бог прежде (сотворения) ”‘олама"
(מקדם עולם)...» сР. iqh 13:10; ср. также iqs 2:1, iqh 14:23. Ср. также Иов. 20:4, где מני על = от сотворения мира и человека. 76 Ср. 1 Макк. 14:41: «...Иудеи и священники согласились, чтобы Симон Маккавей
был у них правителем и первосвященником вовек (εις τον αιώνα (= евр.לעולם).—
И. T.)f доколе встанет пророк верный (έως του άναστηναι προφήτην πιστόν)», τ. е. он и его
потомки будут править и выполнять функции первосвященников до Эсхатона. (Ср.:
Юб. 1:26—28,1 Ен. 22:11). Ср. также: 1QS 2:1, 1QH 1:16—17, 25,14:23, CD 2:10. יי Поскольку 0ח»-עולם™ времени» не имеет начала и конца во времени, постольку
можно говорить о том, что этот Храм будет существовать всегда (ибо «всегда» есть
неограниченное время), т. е. до «Конца дней» (Конца (в смысле прекращения суще-
(ггвования, исчезновения) времени, Конца «вечности»). 69