История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ста, возглавившего конгрегацию около 177/176 гг. до н.э., можно об-
наружить, на наш взгляд, в т. н. Апокалипсисе животных (1 (Эфиоп-
ский)Енох, 85—90), книге Даниила 11:14 и Завещании Левия
(греч. версия), глава 18. Так, в 1 Ен. 90:1—38 в аллегорической форме
говорится о том, что (разу по окончании войны между Анти-
охом III Великим и Птолемеями за обладание Палестиной и Келе-
Сирией (1—5), т.е. ок. 197г. до н.э., в жреческих кругах («белые
овцы»; 6) возникает община «ягнят», стремящаяся преобразовать
Израиль (и, прежде всего, храмовый культ) накануне Конца дней
(7; ср. 14—38). «Ягнята» подвергаются постоянным нападениям со
стороны «воронов», которым удается «схватить» (т. е. убить (?)) их
лидера («один из ягнят»; 8). В этот критический момент в их среде
появляется «Баран», у которого вырастает «огромный рог» (9). Он
«открывает глаза» «ягнятам», которые преображаются в стадо «ба-
ранов» (9—10). «Баран» «с огромным рогом» ведет непрерывную
борьбу с «воронами» и превозмогает их (11—13). Далее Еноху бы-
ло явлено, как «бараны», при непосредственной помощи Божьей,
овладевают Иерусалимом и Храмом и одерживают победу над все-
ми внешними врагами (18—19). Наступает Конец дней. Господь и
Его праведная паства чинят суд над всеми нечестивцами и наказы-
вают их огнем (20—27). Бог воздвигает «новый Дом» (т. е. Храм), в
котором Он будет присутствовать вечно (29—36). В среде правед-
пых «животных» рождается «Бык с большими рогами» (т. е. свете-
кий Мессия) и наступает Царствие Божие (37—38). Думается, что аллегория 1 Ен., 90 может быть адекватно ис-
толкована в свете того, что нам известно из рукописей Мертвого
моря о ранней истории Кумранской общины, члены которой назы-
вата себя, в частности, «стадом (баранов, овец)» (צאן; CD 19:7—9),
«животными» (בהמות; lQpHab 12:4—5)). Как отмечалось выше,
кумранско-ессейское движение было инициировано группой священ-
ников садокидской линии (см. е. g. 1QS 5:2, 9; lQSb 3:22; lQSa 1:2,
24; 2:3) около 197/196 гг. до н. э. Первый лидер конгрегации — Вра-
чумляющий/Муж (он же «Ягненок» 1 Ен. 90:8) выдвинул идею об
«отделении» от погрязшего в грехах иудейского общества и, преж-
де всего, нечестивого клира (ср. Зав. Левия 17:11) и создании «дома
Истины в Израиле» (1QS 5:6, 8:9; ср. 1QS 8:4—10, 9:3—6, CD 3:19—
20, lQpHab 12:3—4; ср. также 1 Сам. 2:35(!)), т. е. общины— ду-
ховного «святилища человеческого» (4 ;מקדש אדםQFlor 1:6—7а,
4QSe, fr. 1, 3:1; ср. 1 Пет. 2:5—8, 2 Кор. 6:16—17), противостоящего
оскверненному, с его точки зрения, иерусалимскому Храму. (Ср.:
Филон, О том, что каждый добродетельный свободен, 75; idem, 65