История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
V Сопоставление представлений, выраженных Вразумляющим
в Уставе, с идеями и деятельностью Иоанна Крестителя (которого
многие исследователи считают выходцем из Кумранской ессейской
общины60) позволяет, как кажется, обнаружить ряд интересных
параллелей. Так, оба деятеля призывают Израиль выйти в Иудейс¬
кую пустыню под знаменем стиха из Второ-Исайи (Ис. 40:3): «Глас
вопиющий: в пустыне приготовьте путь Господу, выровняйте в
степи дорогу для Бога нашего» (см. 1QS 8:13—14, 9:19—20 и
Ин. 1:23 (ср. Матф. 3:3, Мк. 1:3, Лк. 3:4—6)). Как Вразумляющий,
так и Иоанн не считали себя пророками, но ожидали прихода про-
рока-предгечи в ближайшем будущем (см. 1QS 9:11 и Ин. 1:19—23).
Далее, оба религиозных деятеля проповедовали «баптизм покая¬
ния», т. е. обусловленность очистительных омовений (ритуальных
погружений в воду) обязательным предварительным раскаянием и
очищением духа (см. 1QS3:4—8, 5:13—14 (ср. 1QS <4:21; ср. также
Иез. 36:25—26) и Иосиф, Древности, XVIII, 117, Матф. 3:11,
Мк. 1:4, Лк. 3:8). И, наконец, подобно Вразумляющему, Иоанн Кре¬
ститель проповедовал имущественный эгалитаризм (см. 1QS 6:17,
22, 7:24, 8:23, 9:8 и Ин. 3:11) и пацифизм (ср. 1QS 10:17—18 и
Ин. 3:14). (Ср.: Филон, О том, что каждый добродетельный свобо¬
ден, 76, 78, 86; idem, Апология; Иосиф, Древности, XVIII, 20; idem,
Война, II, 122, 124.) VI Указания на возникновение Кумранской общины около
197/196 гг. до н. э., на ее основателя, а также на Учителя праведно- Codices V, 2—5 and VI with Papyrus Berolinensis 8502, 1 and 4, NHSXI, Leiden 1979,
pp. 379—383.) 60 См., например: J. A. T. Robinson, The Baptism of John and the Qumran Commu¬
nity, HTR 50 (1957), pp. 175—191; /. Danielou, The Dead Sea Scrolls and Primitive Chris¬
tianity, Baltimore 1962, pp. 16—23; M. Чубу Иоанн Креститель и община Кумрана,
ЖМП 8(1958), сс. 65—72; J. A. Fitzmyery The Gospel according to Luke (Luke I—IX), The
Anchor Bible, vol. 28A, New York 1981, pp. 453f.; H. Burgmann, John the Baptist was an
Essene, QCh 1 (1990), pp. 27f.; QM2(1993), pp. 131—137; Амусину Община, сс. 211—
212. Cp.: J. И. Charlesworth (ed.), John and the Dead Sea Scrolls, New York 1990; O. BetZy
Kontakte zwischen Christen und Essenem [in:] Mayer (Hrsg.), Christen..., SS. 159—164. Б. Тиринг отождествляет Иоанна с Учителем праведности. (Redating...; Gospels...;
Jesus...) 64