История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
можно указать на основателя первого христианского монастыря
(киновии) Пахомия (ок. 287—347 гг. н. э.), который также являлся
автором устава для своей паствы. 6 функции Вразумляющего вхо-
дало «вразумлять (להשכיל ,להבין) и обучать» общинников всему,
что касается сущности человека и мироздания, хода, целей и со дер-
жания исторического процесса, Эсхатона и Метаистории, разъяснять
им смысл Божественных «Предустановлений», «Замыслов» (в том
числе, относительно отдельных конечных вещей; см. е. g. 1QS 3:15—
16, 11:11; ср. 4Q298, 4Q525)«, «Воли» (1QS 3:13—4:26, 9:12—11:22).
В тексте 1QS 10:13—14 משכיל, обращаясь к Богу, называет Его
«Источником Знания» (מקול לעת) и заявляет: «Я избираю то, чему
Он учит меня». (См. также 1QS 3:15,11:3(!), 17—18). А в 1QS 11:15—16
автор Устава общины возвещает, что Бог «открывает для знания» его
«сердце»54 55 (см. также IQS 11:3—5; ср. е. g. Иак. 3:13—18)56. Вразумляющий не считает себя пророком; согласно 1-QS 9:11,
«приход пророка (sc. пророка, подобного Моисею (Втор. 18:15,
18—19); см. 4QTest, 1—8. — И. Т.) и Мессий Аарона и Израиля»
ожидался им в будущем. Это обстоятельство, между прочим, может
служить одним из решающих аргументов против распространенно-
го мнения, согласно которому автором Устава был Учитель пра- Отметим также, что краткая (и, как кажется, более поздняя) редакция текста коло-
нок 5—6 из 1QS, содержащаяся в двух рукописях Устава общины из 4־й пещеры (4QSb,
fr. 5—7, 4QSd, fr. 1, col. 1—3; cp. 4QS*, fr. 1—2), начинается словами: «Наставление
вразумляющему (4] «...(מדרש למשכילQSb, fr. 5,1.1; 4QS«·, fr. 1, 1:1] (cp. IQS 5:1: «И вот
Устав (תה הסרך) для людей общины....»). Здесь под термином משכיל, по-видимому,
подразумевается любой духовный глава конгрегации. См. также прим. 138 к гл. II. 54 Ср. 1QH 1:7—8, 4:38, 11:7—8, CD 2:7—8, 14—15,4Q416, 418. 55 Ср. идею Рене Декарта (1596—1650) о том, что естественный свет разума в ко-
нечном счете не им самим производится (или произвольно измышляется), а является
богоданным основанием процесса мышления и самогб существования разума. По мне-
нию Баруха Спинозы, естественный свет разума, благодаря которому человек имеет
возможность постигать истину и быть причастным Господу, есть явление Бога в разуме
и для разума. Богопознание и высшее познание сущности вещей основывается, согласно Спино-
зе, на интуиции, которая, как представляется, причастна Откровению. В этой связи
обращает на себя внимание следующее замечание Декарта, содержащееся в его письме
к маркизу Де Ньюкаслу: «Интуитивное познание есть просветление духа (esprit; sc. pa-
зума. — И. Г.), посредством которого ои зрит в божественном свете вещи, которые Бо-
гу угодно ему открыть непосредственным воздействием божественной ясности на наш
разум (entendement), который в таком случае никоим образом не может быть рассмат-
риваем как действующий, но лишь как воспринимающий, божественные лучи». 56 Ср. теорию видения всех вещей в Боге французского философа-окказионалиста
Николя Мальбранша (1638—1715). 62