История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ста СО 1:9—10 следует также учитывать, что Дамасский документ,
как и ряд других произведений кумранитов (в том числе и Коммен¬
тарий на Псалом 37-й (40рР$37)), был создан уже после смерти
Учителя праведности (см. СО 19:35—20:1, 20:13—14, ср. СО 20:13—16
и 40рРв37 2:7—9; см. также ниже, гл. II, 2, § 2), харизматическая лич¬
ность которого, естественно, «затмила» образ его предшественника. IV Нам представляется, что упомянутый Учителем в вышепри¬
веденном тексте 1QH 2:17—18 Муж может быть отождествлен с ли¬
цом, фигурирующим в 1QS («Устав общины») под обозначением
,?,ЭФй («Вразумляющий», «Обучающий», «Мудрый (руково¬
дитель)»; 1QS 3:13, 9:12, 21; ср. е. g. Пс. 14:2 ,Дан. 11:33, 35, 12:3, 10,
1QM 10:10). Вразумляющий являлся основателем кумранского движе¬
ния, автором Устава организации (ср. 1QS 10:27—11:22 и 3:13—
4:26, 5:5, 9:12—10:26) и, возможно, также Устава благословений
(ср. lQSb 1:1, 3:22, 5:20), Песен Вразумляющего (ср. 4Q510, 1, 4;
4Q511, 2, 1:1), Наставлений детям рассвета (ср. 4Q298 1:1) и сочи¬
нения «Демоны смерти» (ср. 4Q525 1:1—2)53. В качестве параллели бессмертие, уподобляется ангелам и становится служителем Господа в Царствии не-
бесном. (См. е. g.: IV, 3, 6—10; 4, 3; VI, 5, 6—11; VII, 6, 1—2.) Ср. кумранские песни
субботнего всесожжения (passim). Аналогичные идеи проходят красной нитью через ряд коптских гностических
трактатов, обнаруженных в 1945 году около поселения греко-римского времени Хено-
боскион (Верхний Египет; совр. район Наг Хаммади). См., например, «Молитву бла-
годарения» (Наг Хаммади VI, 7), «Авторитетное учение» (VI, 3), «Истолкование зна-
ния» (XI, 1), « Евангелие Истины» (I, 3 и XII, 2). (Гностические сочинения из Наг Хам-
мади были созданы на греческом языке во II—III вв. н. э. и переведены на коптский на
рубеже III—IV вв. Не исключена возможность, что они принадлежали библиотеке ки-
новии основателя общежительного монашества Пахомия Великого в Пабау.) 53 Впоследствии термин משכיל становится обозначением каждого духовного ли-
дера общины. См.e.g. 1QH 12:11, fr.8, 20, fr. 10, 11 (?), 4Q427 (4QHa), fr. 3, 2:5, 12,
4Q428 (4QHb), fr. 8, 2:10, где под этим обозначением фигурирует Учитель праведности;
срлЁ. Puech, Une Hymne essenien en partie retrouve et les Beatitudes: 1QH V 12—VI 18
(= col. XIII—XIV 7) et 4QBeat, RQ 49—52 (1988), pp. 63—69) и CD 12:20—21, 13:22,
4QDb, fr. 6, 1:15, где данный термин относится к одному из ессейских руководителей
по смерти Учителя. (Ср. также 1QM 10:10, lQSa 1:7, Песни субботнего всесожжения
(4Q400 3 и 8, 4Q401 1 1, 4Q403 1 i 30, 1 И 18, 4Q405 20 и 21—22 6, 4Q406 1 4, 11Q17 3—
4 8).) Ср. термин מבקר («надзиратель», «епископ»), использовавшийся общинниками
для обозначения различных руководящих должностных лиц, проживавших в различ-
ные исторические периоды (см. е. g.: 1QS 6:11—12, 19—20, CD 9:16,18—19, 22, 13:5—8,
14:6—10, 13, 20). 61