История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Что касается обозначения מורה הצוק, то оно, как нам кажет-
ся, также свидетельствует в пользу того, что Учитель, по представ-
ленто сектантов, получал Откровения, ибо, как справедливо отме-
тил Й. Хемпель49, определенный член в слове הצדק предполагает
знание מורה абсолютной «справедливости» (или: «праведности»).
Отметим также, что наименование «Учитель праведности» угол־-
ребляется в раввинистической (М. “Едуйот, VIII, 7; ср. Вавилонский
Талмуд (в дальнейшем — В. Т.), Бехорот, 24а) и караитской (Давид
аль-Кумиси (конец IX в.) в толковании на Иоил. 2:23 и Йефет бен-
Али (950—990) в толковании на Ос. 2:5, 16) литературах в качестве
обозначения пророка Илии. (Ср. Ос. 10:12, Иоил. 2:23 и Мал. 3:23,
Сир. 48:1050.) В свете сказанного смысл пассажа Дамасского документа
CD) 1:9—10, кажется, проясняется. В первые 20 лет существования
общины сектанты шли «наощупь, как слепые», потому что «путь»
им освещал лишь lumen naturale «разума» (рассудка) их первого
руководителя— Мужа, сумевшего только обнаружить истинный
«Источник Знания» и попытаться его ноэтически (рационально)
«открыть»; когда же конгрегацию возглавил Передающий Зна-
ние— Учитель праведности, кумранитам стал освещать «путь»
Lux Divina Откровений. Именно это, очевидно, имел в виду Учи-
тель в Гимне № 8, когда воскликнул: «Я благодарю Тебя, Господи,
за то, что Ты сделал лик мой светящимся (1QH4:5; ср. 1QH3:3,
Era. 8:1, Пс. 13:4, 19:9, Прит. 29:13, Езр. 9:8; ср. также Исх. 34:29—
30, 35 (!). — И. Т.)... Как истинный рассвет ("утренняя заря". —
И. Т.) Ты явился (הופעתה) мне (ср. 1QH4:23, 7:24, 9:26—27, 31, общего с «ангелами Присутствия» «жребия» (ср.: О. Betz, The Eschatological Interpreta-
tidn of the Sinai-Tradition in Qumran and in the New Testament, RQ 6 (1967), pp. 9If.), no
крайней мере, в отношении непосредственного контакта с Богом. Следовательно, мис-
сия Учителя как передающего Знание была ограничена, по представлению кумрани-
тов, периодом исторического существования общины. 49 J. Hempel, Die Texte von Qumran in der beutigen Forschung, Gottingen 1962
(Sonderdruck aus «Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Gdttingen».
I. Philologisch. — hist. Klasse. Jg. 1961, № 10), S. 373. 50 См. также: Driver, Scrolls..., p. 258; E. Puech, Une apocalypse messianique (4Q521),
RQ 60 (1992), pp. 496f. Ср. Седер ,Олам Рабба, 30, где пророки , «пророчествовавшие Духом Святости», в
определенной мере противопоставляются пришедшим им на смену мудрецам (ха·
хамим). (См.: F. Neubauert Mediaeval Jewish Chronicles, Oxford 1895, vol. II, p. 65). В па-
pаллельном месте более позднего Седер Юлам сказано, что по смерти последних про-
роков — Аггея, Захарии и Малахии следует «прислушиваться к словам мудрецов, до
прихода к нам Учителя праведности (или: "Праведного учителя") (עד יבא מרה צדק
לני)». (ibidem, vol. 1,1887, p. 166.) 59