История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
переводится как έρμηνευτής («истолкователь»))41. В Иов. 33:23 это
слово употреблено как обозначение ангела (מלאך), выполняющего
роль посредника между Богом и человеком. В связи с данным биб-
иейским текстом заметим, что в 1QH 6:13 (Гимн № 10) выражение
מליץ בנים употреблено как обозначение лица, имеющего непосред-
ственный контакт с Богом, и в этом отношении равном упомяну-
гым здесь же «ангелам Присутствия» (מלאכי פנים; букв, «ангелы Ли-
ка»), т. е. ангелам высшего ранга, контактирующим с Богом без ка-
кого-либо посредника (см. также 4Q427 (4QHb), fr. 7, 2:15—16;
ср. Исх. 63:9, Иез. 30:9,1 Ен. 40:2, Юб. 1:27, 29, 31:14, Зав. Иуды 25:2,
Зав. Левая 4:2, lQSb 4:24—26). Из контекста явствует, что лицо,
обозначенное данным термином, мыслится создателем Гимна как
посредник между Богом и людьми, в частности, членами Кумранс-
кой общины. Тот же смысл вкладывает Учитель в понятие מליץ и в
1QH 18:11 (Гимн № 25 (?)), где он употребляет это слово в качестве
самообозначения. (Ср. 1 Тим. 2:5: «...един Бог, един и посредник
(μεσίτης) между Богом и людьми, человек Христос Иисус...»42; ср.
также: Гал. 3:18—20; Евр. 8:6, 9:15, 12:24; Завещание Моисея 1:14 (где
Моисей называет себя «посредником» (μεσίτης/mediator) Завета
Господа), 3:12; Филон, Жизнь Моисея, III, 19). Отметим также, что в
1QH, fr. 2, 3—6 выражение מליצי דעת («передающие Знание») явля-
ется синонимом «сынов Бога», т. е. ангелов. (Ср. 1QH4:9—10
(Гимн № 8), где מליצי כזב («передающие ложь») отождествляются с
«сынами Велиала», т. е. злыми духами43.) В связи с этими данными
особое внимание обращает на себя текст Устава благословений
(lQSb)4:24—27, где будущий праведный Первосвященник (жре-
ческий Мессия) — выходец из Кумранской общины (на эту роль,
очевидно, претендовал Учитель праведности; см. ниже, гл. III, 3—
4), назван «подобным ангелу Присутствия» (כמלאך פנים), «свето-
чем», «[просвещающим] мир Знанием» (ср. 1QH4:27, 7:24—25; ср.
также Ис. 9:2, Сир. 48:1, Зав. Завулона 9:8, Зав. Вениамина 11:2). 41 О значении слова }״Vo в еврейской Библии и кумранских текстах см. также:
Е. L. Kissane, The Book of Job, Dublin 1939, p. 225; H. N. Richardson, Some Notes on f’V
and its Derivatives, VT 5 (1955), pp. 163—179; Holm-Nielsen, Hodayot..., pp. 35—36, n. 29;
Старкова, Памятники..., с. 112, пр. 242. 42 Этот стих лег в основу первого из двенадцати теологических положений сэра
Исаака Ньютона (1643—1727) (тайного приверженца унитаризма в вопросе о боже¬
ственном триединстве): «Есть единый Бог, Отец, вовеки живой, вездесущий, всеведу¬
щий, всемогущий, творец неба и земли, и единственный посредник между Богом и че¬
ловеком — человек Иисус Христос». 4* Ср. е. g. 1 IQMelch 2:12, 1QM 13:2,4. 57