История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Святым Духом он, в частности, «познает» Господа39 (в отличие от
своего предшественника, имевшего возможность постигать Все-
вышнего лишь собственным «разумением»). В тексте же 1QH4:6
(Благодарственный гимн Nb 8) автор прямо говорит о персона ль-
ной Теофании. Далее, в пассаже 1QH4.-10—20 (Гимн Mb 8) Учитель
праведности, «внимающий» «слову» Бога и передающий «истинное»
«видение Знания» (חזון דעת) противопоставляет' себя «пророкам лжи»
(נביאי כזב) и «провидцам обмана», «заблуждения»(חוזי דמיה ,תעות), с
учетом того, что в еврейской Библии слово חזק (наряду с ,חזיון ,חזות
מחזה ,חזה, а также מראה и ראה) употребляется как terminus technicus
для обозначения пророческого «видения», можно говорить об ав-
торе Гимна как о пророке истины (cp. CD 2:12—13; 1QH 18:14;
4Q430 (4QHd), fr. 1, 1.6; ср. также Числ. 24:16, 1 Макк. 14:41, 4:6).
Учитель противопоставляется тем, кто «пророчествовал (נבאו) ложь» и
в Дамасском документе (CD) 6:1—И. Еще одним аргументом, до-
казывающим, что מ1ךה воспринимался своими приверженцами в
качестве пророка, можно считать и следующее соображение. По-
скольку псалмотворчество рассматривалось в Кумране как вид
«пророчества» (נבואה; llQPsa 27:11), постольку и автора кумране-
кой Псалтири (Свитка гимнов) — Учителя праведности его адепты
должны были считать пророком. Наконец, в пользу того, что данный лидер общины почитал-
ся в качестве пророка по Откровению, говорят, как кажется, такие
его (само)обозначения, как מליץ דעת («Передающий Знание») и
מורה הצדק («Учитель праведности»). Первое наименование обычно
переводят как «Истолкователь знания»40. В предлагаемом нами пе-
реводе данного выражения мы исходим из того, что מליץ (part,
hiph. от ליץ) — это тот, кто передает чужую речь, посредник (см.
Быт. 42:23; Исх. 43:27; Иов. 16:20, 33:23; 2 Хр. 32:31; ср. финик, mis
[АС?] («посредник», «ходатай»)), и уже отсюда вторичное значе-
ние — «переводчик», «истолкователь» (ср. Быт. 42:23 (LXX), где מליץ מ Chi.e.g. 1QH 12:11—13; 14:12—14. 40 См., например: М. Burrows, Scrolls..., р. 401; Mansoor, Hymns, p. 106; Carmign-
ac, Guilbert, Textes..., p. 186; Dupont-Sommer, Ecrits... pp. 220, 372; Thiering, Redating...,
p. 18; Амусин, Община, с. 66. Ср. следующие переводы данной фразы: «тот, кто истол-
ковывает с глубоким знанием» (7*. М. Gas ter, The Dead Sea Scriptures, New York 1964,
p. 129 ), «знающий истолкователь» (Holm-Nielsen, Hodayot..., pp. 31; 35—36, n. 29),
«распознающий истолкователь» (Vermes, Scrolls..., p. 154; Strickertt Document...,
p.343); «возвещающий знание» (Jeremias, Lehrer..., S. 194 ), «Посредник Знания»
(.Allegro, Cave 4..., p. 45), «Проповедник знания» (Амусин, Тексты...., с. 406). Я.Лихт
интерпретирует מליץ רעת как «проповедующий и обучающий истинному знанию»
(Scroll, р. 67). 56