История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
«но были как слепые и как ощупью ищущие путь» первые 20 лег
существования организации. Дело, видимо, в том, что основатель и
первый руководитель общины обладал, по представлению кумра-
нитов, лишь рациональной способностью постигать Волю Божью,
«разум» стоял между ним и Богом, в то время как его преемник,
Учитель праведности, получал непосредственные Откровения. (В связи
с данной дифференциацией ср.Мер. 14:14, 23:16 (ср. 26); Иез. 13:2—
4, 6—7 (ср. 17), Числ. 16:2834; ср. также: Б. Спиноза, Богословско-
политический трактат, I, 1—21; IX, 1—И, XI, 435 36.) В пользу пред-
положения о том, что Учитель претендовал на обладание проро-
ческой благодатью и был признан в качестве пророка ех КеуеШюпе
своими адептами, свидетельствует следующее. В 10рНаЬ (Ком-
ментарий на книгу Аввакума) 2:2—3 сообщается, что он получал
«информацию» непосредственно «из уст Бога» (מפי אל; ср.
Иер. 23:16, Иез. 3:17, 2 Хр. 35:22, 36:12; ср. также Ис. 59:21), а в
10рНаЬ 7:4—5 — что «Бог возвестил ему все тайны слов Его ра-
бов-пророков». В связи с последним текстом отметим, что сам Учи-
тель в Гимнах, неоднократно заявляет, что Господь поведал ему со-
держание «чудесных тайн» (1<2Н 1:22, 4:27—28,5:26, 7:27, 10:13—14,
11:9—10, 16-17.fr. 4,16—17; ср. Ам. Дан. 2:18—19, 28—30, 47,
4:6, 15, Ефес. 3:3—537, Рим. 16:25—2738). Кроме того, Учитель пра-
ведности называет себя «Рабом» Бога, на которого Он «возложил
Свой Святой Дух» (см. е. 1()Н 7:6—7, 13:18—19, 14:25, 17:26; ср.
«Песни Раба Господа» из Второ-Исайи; см. также ниже, гл. III, 4, II). 34 Ср. также: A. J. Heschel, The Prophets, vol. II, N.Y. 1975, pp. 206—209, 215;
O. Betz, Offenbarung und Schriftforschung in der Qumransekte, Tubingen 1960, SS. 61—98. 35 В данном пассаже Барух (Бенедикт) Спиноза (1632—1677) замечает: «...Про¬
роки ...воспринимали открываемые вещи, не прибегая к силе Естественного Света
(sc. разума.— Я. Г.), то есть, не делая умозаключений (Prophetae ...res revelatas non
ex virtute Luminis Naturalis, hoc est, non ratiocinando percipiebant)... Пророчества содер¬
жат только чистые догматы и решения, потому что в них вводится Бог как бы утверж¬
дающий, который не умозаключает, но решает вследствие абсолютной мощи своей
природы ... Авторитет пророка не позволяет умозаключать (Prophetae authoritas ratioci-
nari non patitur); ведь всякий, желающий подкрепить свои догматы разумом, тем самым>
подвергает их свободной критике каждого)». 36 «Ибо не сделает Господь Бог ничего, не открыв. Свою тайну рабам-пророкам
Своим». 37 Ср. также 1 Кор. 2:1—10, 13:2; В. Т. Бава Батпра, 12а—b, 14Ь; Седер Юлам Раб-
ба, 30. Ср. lQpHab 6:12—7:8. 38 Здесь говорится об «откровении тайны, о которой от вечных времен было умол¬
чано, но которая ныне явлена» и «возвещена всем народам» «через Иисуса Христа»;
эта «тайна», однако, содержалась уже в «пророческих писаниях» (16:26). 55