История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ков в пустыне»28 (вс. в Кумранской общине, которая, следователь-
но, уже существовала к тому времени), среди «деревьев жизни у
секретного источника» (1. е. среди общинников (ср. СО I:?)29)30 31. В свете сказанного упомянутый выше текст Комментария на
Псалом 37-й (40рРв37) 3:14—17 может, как кажется, быть восста-
новлен следующим образом: «...Истолкование этого (вс. Пс. 37:23—
24. — И. Т.) относится к Священнику, Учителю [праведности], ко-
торого [из]брал Бог, чтобы он появился в [сообществе (или: "[Сове-
те]"; ср. 1СШ 14:18. — И. Т.) и которого] Он утвердил (или: "поста-
вил". — и. т.), чтобы строить Ему общину (м [לעמוד לניחד 32ואשר
הכינו לבנות לו עדת) [Нового Завета] (ср. 10рНаЬ 2:3, со 6: 9, 8:21,
19:32—34, 20:12; или: "общину [бедных]" (ср. 40рР837 2:10, 3:10).—
И. Т.) ...[и пу]ть его Он направил к Своей Истине (или: ...[и пу]ть
свой он (1. е. Учитель. — И. Т.) направил к Его Истине)». На наш
взгляд, данный текст в таком прочтении подразумевает, что Учи-
тель праведности был «утвержден» в качестве руководителя общи-
ны (получив тем самым возможность оказывать непосредственное
влияние на ее «строительство») лишь через определенное время после
ее возникновения. В то же время, фраза לכנות לו עדה («чтобы пост-
роить (или: "строить") ему общину») может быть понята и так, что
объектом действия оказывается здесь не Бог, а Учитель праведное-
ти. В связи с данным предположением укажем на текст Дамасского
документа (СО) 3:19—20, где о возникновении конгрегации гово-
рится следующим образом: «И Он построил (דק) им (вс. общинни-
кам. — И. Т.) дом (בית) истинный в Израиле (1. е. общину — духов-
ный храм (ср. 40Иог 1:6—7а, 1 ОБ 8:4—10, 9:3—6; ср. также
1 Сам. 2:35, Ис. 28:16, 1 Пет. 2:5—8). — И. Т.), подобный которому
не появлялся ни прежде, ни до сих пор». При таком понимании
фразы לכנות לו עדה оказывается — если отвлечься от предложенной
выше интерпретации 40рРв37 3:15—16 и не учитывать воссганов-
ленного в еле. 16 слова יחד («единство», «общность», «сообщество», » Ср. Ис. 35:7,41:18—19,44:3,49:10,60:13. » Ср. также Ис. 60:21, 61:3, Иер. 17:8, Иез. 31:14, Пс. 1:3, Ярит. 3:18, 11:30, 13:12,
15:4,706.1:16,Пс. Соя. 14:2—3,06. Сол. 11:15—16; 4Ездр. 5:23—25,9:22. » Ср. также 1QH 4:24—25; 6:5; 14:18 (!). 31 Ср. восстановление, предложенное Дж. Страгнеллом: "...[>СЭ V3S]9..." («...пе[ред
Ним, ибо ]...») (Motes en marge du volume V des «Discoveries in the Judaean Desert of Jor¬
dan», RQ 26 (1970), p. 215.) Ср. также: J. M. Allegro (with collaboration of A. A. Ander¬
son), Qumran Cave 4. I (4Q158—4Q186), DJD V, Oxford 1968, p. 44 («...[WR]4...» («...и
[которого]...»)); Wacholdept Dawn..., p. 137. О возможной иной интерпретации пассажа 4QpPs37 3:15—16 см. в гл. III, 6, § 2, IV. 32 Или: рПЮ]9; ср. Деи. 11:2. 53