История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
(ויהפוכו לשרחה חיי גבר) предполагает, что он отошел в мир иной ко
времени создания второго Благодарственного гимна. В связи с
данным выражением отметим, что слово שיחה) שוחה; букв, «яма»),
употребляется в Библии, как правило, в качестве синонима
«(по)гибели» (в том числе «гибели» из-за чужого коварства (см.:
Мер. 6:2, 18:20 (!), 22, Пс. 57:7, 119:85, Прит. 22:14, 23:27); ср. שחת —
«яма» для поимки львов (в т. ч. фигурально); «яма» Шеола (5с. под-
земного обиталища душ мертвых)). Учитывая то обстоятельство,
что общинники хоронили тела умерших в могилах, можно предаю-
ложить, что кумранское выражение «опрокинуть жизнь в яму» (в
Священном Писании оно не встречается) приблизительно соответ-
ствует русскому «свести в могилу»26. Намек на смертельную опасность, угрожавшую первому ру-
ководителю конгрегации со стороны ее внешних врагов, можно, на
наш взгляд, усмотреть и в тексте Дамасского документа (СО)
1:18—2:1, где говорится, что на заре Кумрана (ср. СО 1:13—19 и
4:4—8, 19—20, 5:20—6:3, 7:11—14, 19:21—26) представители «общи-
ны» «толкователей скользкого» «ополчились на жизнь праведного
человека (он же Муж, упоминаемый в 1(2Н2:17—18(?); ср.
Пс. 94:21. — И. Г.), и всеми жгашими в непорочности (5с. кумран-
скими общинниками. — И. Т.) погнушалась их душа, и они пресле-
довали их мечом...» Думается, что именно по смерти Мужа (гипотетически
ок. 177/176 гг. до н. э.) Бог и «поставил» (букв, «поднял») общин-
никам Учителя праведности, «дабы (теперь. — И. Т.) он вел их
(להדריכם) по пути Его сердца»27 (СО 1:11). В этом отрывке из Да-
масского документа говорится, на наш взгляд, скорее не о первом
появлении Учителя в Кумранской общине (где он мог пребывать
еще при жизни своего предшественника), а о том, что через 20 лет
после ее возникновения он конгрегацию возглавил. Используемый
здесь глагол הדריך (МрЬ. от דרך), означающий «вести», «направ-
лять», «руководить», «наставлять», как раз и указывает на начало
осуществления Учителем праведности данной функции. В пользу
предположения о том, что эта личность появилась в общине еще до
177/176 гг. до н. э. свидетельствует, по нашему мнению, и текст
К^Н 8:4—6 (Благодарственный гимн № 14), где Учитель благода-
рит Господа за то, что Он «поместил» его «у истока (водных) пото¬ 26 Ср. перевод данной фразы, предложенный Б. Тиринг: «...они обратили к могиле
жизнь мужа...» (Яе<1а1т§..., р.85). Ср.: НоЬп-Шекеп, Но<1ауо1..., р. 32; НаЬеппапп,
Ме§Шо1..., р. 202. 27 Ср. 1рН 4:18, 21, 24; 6:6—7, 21. Ср. также Прит. 23:\9; Еккл. 11:9. 52