История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
священников-садокидов, часть из которых, по-видимому, была
близка к Симону II (ср. 1 Ен. 90:6; СБ 1:11—21, 7:11—14; см. также
ниже, гл. II, 1, § 4), вдохновленные апокалиптическими сочинения¬
ми III в. до н. э. (в частности, произведениями енохического цикла
(Астрономическая книга и Книга страж); см. выше, гл. I, I), при¬
звали сограждан немедленно отрешиться от всего мирского, пока¬
яться и принять участие в «приготовлении пути Господу» в мир
(Ис. 40:3—ЮБ 8:13—14, 9:19—20) в рамках конгрегации «сынов Све¬
та» (.?с. протоессеев), являющей собой прообраз общества Царствия
Божьего17. Одной из основных причин появления данной группи¬
ровки именно в 197/196 гг. до н. э., возможно, являлось «видение»
Иезекиила о том, что гнев Господень, возбужденный грехами иуде¬
ев, сменится на милость по отношению к их «остатку» — зародышу
Нового Израиля (ср. Иез., 40—48) через 390лет по разрушении Иеру¬
салима вавилонянами (Иез. 4:5 (ср. 6:8—9); ср. также Ис. 37:31—32,
Зах., 12—13). III В кумранологии утвердилось мнение, согласно которому ос¬
нователем и первым руководителем Кумранской общины являлся
Учитель праведности18. В качестве основания указывают на текст
Комментария на Псалом 37-й (40рРв37) 3:14—16: «"Ибо благодаря
Гос[поду шаги мужа становятся твер]дыми, [ко всякому] пути его
Он благоволит; если он упа[дет], то н[е] будет брошен, ибо Го[сподь
поддерживает руку его]" (Пс. 37:23—24). Истолкование этого отно¬
сится к Священнику, Учителю [праведности], которого [из]брал Бог,
чтобы (он) появился [...] Он утвердил его (1־ЮП), чтобы (по)строить
Себе (V?; или: "ему". — И. Т.) общину...» К рассмотрению данного
отрывка мы обратимся ниже; здесь же заметим, что упомянутая ги¬
потеза вступает в противоречие с приведенным выше текстом
СО 1:5—11, согласно которому Кумранская конгрегация («корень 17 Подробно об этом см. ниже (гл. II, 1, § 1, III—IV; § 4; гл. III, 3). 18 См., например: Jeremias, Lehrer..., SS. 147—148, 160—162; J. Liver, "The Sons of
Zadok the Priests" in the Dead Sea Sect, RQ 21 (1967), pp. 11—12; Yadin, Temple Scroll,
vol. I, 1977, p. 302; Wacholder, Dawn..., pp. 108—110, 140; S. N. White, A Comparison of
the "A” and "B" Manuscripts of the Damascus Document, RQ48 (1987), p.552; Garcia
Martiner, Origins..., pp. 113—136; idem and A. S. van der Woude, A "Groningen" Hypothe¬
sis of the Qumran Origins and Early History, RQ 56 (1990), pp. 537f. 48