История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
трети II в. до н. э.; см. ниже, гл. II, 2, § 2, III). Как бы то ни было,
хронологические заблуждения Иосифа Флавия не могут полагаться
в качестве достаточного основания для девальвации хронологичес¬
кого указания CD 1:5—6, и, по принципу «бритвы Оккама», годы
197/196 до н. э. следует рассматривать как наиболее вероятное вре¬
мя возникновения Кумранской общины. Кроме того, ниже мы по¬
пытаемся показать, что и в текстах эфиопской книги Еноха (1 Ен.),
гл. 90, Завещания Левия, гл. 17—18 и, возможно, книги Дании¬
ла 11:14 появление нашей конгрегации относится ко времени за¬
вершения борьбы селевкидского царя Антиоха III Великого с Ла-
гидами (Птолемеями)11 за обладание Келесирией и Палестиной
(221—198/197 гг. до н. э.). II Эта война, положившая конец более чем столетнему господ¬
ству Птолемеев в Иудее, принесла неисчислимые бедствия ее насе¬
лению, отчасти сопоставимые с катастрофой 587/586 гг. до н. э. (когда
вавилоняне разгромили Иудейское царство и разрушили Святили¬
ще). Страна была опустошена, а значительная часть населения вы¬
нуждена была покинуть ее. Иерусалим лежал в развалинах, частично
был поврежден Храм (Иосиф, Древности, XII, 129—144). Критическая
ситуация, сложившаяся в стране к концу войны, усугублялась ожес¬
точенной борьбой проселевкидской и проптолемеевской группиро¬
вок, фактически разделившей иудейскую гражданско-храмовую
иерократическую общину12 (ср.: Иосиф, Древности, XI, 111) на два
противоборствующих лагеря (Иосиф, Древности, XII, 228—229).
Все это, вкупе с общим хозяйственным упадком, бесчинствами от¬
купщиков налогов (Иосиф, Древности, XII, 154—155, 179—185),
постоянными разбойничьими нападениями самаритян (Иосиф,
Древности, XII, 156), и могло рассматриваться автором (или авто¬
рами) Дамасского документа как следствие «гнева» Божьего (СЭ 1:5). Думается, что основной причиной «гнева» Господня, обру¬
шившегося на иудеев на рубеже III и II вв. до н. э., явилось начав¬ 11 Лагиды (Птолемеи) — цари эллинистического Египта (305—31 гг. до и. э.); пер¬
вый царь — полководец Александра Македонского Птолемей 1 Лаг (367/366—283 гг.
до и. э.). 12 Иудейская гражданско-храмовая община возглавлялась первосвященником и
его советом— Герусией. По-видимому, приблизительно со второй четверти II в. до
н. э. место Герусии занимает Синедрион. 46