История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб, 1994

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии! в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до и. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
в конце III в. до н. э. Деметрия мы узнаем лишь из сочинения Кли¬
мента Александрийского (ок. 150—215 гг. и. э.) «Строматы» («Ков¬
ры из лоскутов»), I, 21, 141. По словам этого христианского автора,
Деметрий в работе «О царях Иудеи» писал, что между падением
под ударами ассирийцев столицы Израильского царства Самарии5
(722/721 гг. до и. э.) и воцарением в Египте Птолемея IV Филопато-
ра (221 г. до и. э.) прошло 573 года и 9 месяцев (вместо реальных
500 лет), а от времени захвата вавилонянами Иерусалима (587/
586 гг. до и. э.) до прихода к власти упомянутого египетского ца¬
ря — 338 лег и 3 месяца (вместо реальных 366 лег). Очевидная хро¬
нологическая непоследовательность (722 — 587 * 773 — 338 !) не
оставляет сомнений в том, что текст Климента дошел до нас в ис¬
порченном состоянии6. Что касается соответствующих ошибок Иоси¬
фа, то следует учитывать, что во-первых, в работах этого автора в
ряде случаев используются отличные друг от друга мессианско-
эсхатологические хронологические традиции, восходящие к
Дан. 9:24—27 (см. е. g.: Война, I, 70; Древности, XII, 322; XIII, 301;
XX, 233—234; ср.: Война, VI, 311—312; ср. также: Тацит, Истории,
V, 13; Светоний, Жизнь двенадцати цезарей, Божественный Веспа-
сиан, 47)8, а также символические, круглые числа (см., например:
Война, VII, 436)9. Во-вторых, Иосиф вообще проявляет труднообъяс¬
нимую непоследовательность при относительной датировке исто¬
рических событий послепленного периода, подчас в рамках одного
и того же произведения (ср., например, Древности, XII, 322 и XIII,
301; ср. также: Война, I, 70; VI, 270; VII, 436 и Древности, XIII, 301;
XX, 234)10. В-третьих, следует учитывать, что «Иудейская война»
(закончена ок. 79 г. н. э.) и «Иудейские древности» (работа завы¬
шена ок. 93/94 гг. н. э.) были созданы приблизительно на 200 лет
позднее Дамасского документа (написан, по-видимому, в последней 5 По смерти Соломона в 931 г. до н. э. его царство распалось на две части— се¬
верное (Израильское) и южное (Иудейское). 6 См. также: Demetrius the Chronographer: A New Translation and Introduction by
J. Hanson [in:] Charlesworth (ed.), Pseudepigrapha..., vol. II, p. 854, nn. b—f; cp. p. 844,
n. 7. Ср.: E. J. Bickerman, The Jewish Historian Demetrios [in:] Christianity, Judaism and
Other Greco-Roman Cults, ed. by /. Neusner, vol. Ill, Leiden 1975, pp. 80—84; Driver,
Scrolls..., p. 312,n. 8. 7 См. также: Zeitlin, Rise..., vol. Ill, pp. 84—85. 8 См. также: Driver, Scrolls..., pp. 312—314; F. F. Bruce, Biblical Exegesis in the Qum-
ran Texts, Den Haag 1959, pp. 61; 81, n. 62; A. Laato, The Seventy Yearweeks in the Book
of Daniel, ZAW 102 (1990), pp. 212—225. См. также ниже (гл. И, 2, § 1). 9 См. также: Driver, Scrolls..., р. 362. 10 См. также: Laato, Yearweeks..., pp. 17—25. 45